Развязку четвёртого моста сдали больше полутора лет назад — 30 ноября 2018 года, а дефекты на ней находят до сих пор. Причём с их устранением порой возникают проблемы. Состояние развязки контролирует КрУДор — Краевое управление дорог. В ведомстве нам пояснили, что когда выявляют дефекты, то о них сообщают подрядчику, строившему развязку, — компании «Сибиряк».
— Если дефект является гарантийным, тогда в течение 2–3 дней уведомление направляется в УСК «Сибиряк». К сожалению, подрядчик оперативно реагирует только на замечания, которые влияют на организацию и безопасность дорожного движения и пешеходов. По остальным замечаниям реакция затягивается. По итогу гарантийного обследования 2019 года подрядчик устранил 77% от всех выявленных дефектов. В 2020 году вновь проведено обследование, были выявлены новые дефекты. На настоящий момент ликвидировано порядка 10% дефектов, выявленных в текущем году, — рассказали нам в КрУДоре.
Ещё более неприятная история произошла с бордюрами вдоль всей развязки. Впервые об их ужасном состоянии заговорили весной 2019 года, когда окончательно сошёл снег и стало ясно, что бордюрный камень растаял вместе с ним. В КрУДоре нам сообщили, что требовали от «Сибиряка» заменить бордюры в рамках гарантийных обязательств, но подрядчик нашел причину для отказа: заказал в СФУ исследование о влиянии «Бионорда» на бетонные дорожные конструкции. В заключении было отмечено, что «Бионорд» влияет на них негативно. На основании этого заключения «Сибиряк» отказался менять бордюрные камни. Дальше эта история получила продолжение.
— В 2020 году по заказу КрУДора была проведена независимая экспертиза бордюрных камней на предмет соответствия проектным характеристикам. В результате было выявлено, что морозостойкость материала не соответствует требованиям нормативной документации. На основании чего управление написало требование к подрядчику устранить дефект путём замены бордюрного камня. До настоящего момента подрядчик не ответил на уведомление, — говорят в Управлении дорог.
Сейчас КрУДор пытается взыскать с «Сибиряка» неустойку за несвоевременное исполнение условий контракта в размере 17 миллионов рублей. Дело ещё рассматривается. Это уже третья судебная тяжба между Управлением дорог и компанией из-за развязки моста. Ещё в 2017 году ведомство подало в суд на подрядчика, требуя оштрафовать его на 16,3 миллиона рублей за растрату аванса, выданного на строительство. Сначала суд удовлетворил исковое требование, но после апелляции «Сибиряк» выиграл дело.
В начале этого года КрУДор подал другой иск — на 15,6 миллиона рублей за неисполнение условий контракта. В июне дело завершилось: суд обязал «Сибиряка» выплатить только 260 тысяч из требуемого и ещё 100 тысяч судебных издержек.
Мы обратились в компанию «Сибиряк» за комментарием по поводу несвоевременного устранения дефектов на развязке. Вот что нам ответили.
— Замечания, которые были обоснованно выявлены, они были практически все устранены. Не устранены только необоснованные замечания. На них наши специалисты готовят ответы. Вообще, не следует забывать, что мы это делали в течение одного года, отсыпки были огромные, колоссальные, мы вынуждены были нарушать технологические процессы, производя работы. Я бы не назвал это даже браком, это просто такой технологический прорыв был. Мы в течение одного года там всё построили. Мы в два раза быстрее произвели работы, чем это по нормам должно быть, — прокомментировал Валерий Шевелёв, главный инженер компании «Сибиряк». (развязку необходимо было сдать до начала Универсиады-2019. — Прим. ред.).
Также собеседник сообщил, что замечания могут не устраняться, если касаются тех работ, которые «Сибиряку» не были оплачены заказчиком. На наш вопрос, какие именно работы по развязке не были оплачены, главный инженер обещал предоставить информацию сегодня в течение дня.
В самом КрУДоре уже официально завили, что на данном объекте у «Сибиряка» не было никаких работ, которые бы ему не оплатили.
Из материалов арбитражного суда известно, что по контракту общая стоимость создания развязки составила 3,1 миллиарда рублей (по дополнительному соглашению от сентября 2019 года). В КрУДоре подтвердили, что именно эту сумму получил «Сибиряк».
А ранее мы рассказывали о том, что продолжать строительство дорог, связывающих мост с жилыми кварталами, будет другой подрядчик — «Промстрой».
После выхода новости с нами связался представитель Уральского завода противогололедных материалов (это завод-создатель «Бионорда») и сообщил, что «исследования Сибирского НИИ строительных материалов и новых технологий установили, что влияние «Бионорда» на состояние бетонных дорожных конструкций на 20–60% меньше, чем допускается по ГОСТ».