Программа капремонта действует в Красноярске 5 лет, и эти годы приучили относиться к ней настороженно. Кровли, которые месяцами стояли вскрытыми, затопленные или промёрзшие квартиры, сорванные сроки работ и при этом скопившиеся на счетах фонда неосвоенные почти 10 миллиардов рублей (такая сумма там сохраняется уже минимум полтора года) — всё это не добавляло оптимизма. Мы постарались разобраться, что сейчас происходит с капремонтом в Красноярске
Научились на ошибках
Прямо сейчас в Красноярске 65 крыш стоят «вскрытыми». Дожди за последние две недели проникли в 12 из них. Однако в краевом фонде капремонта говорят, что это далеко не те подтопления, которые бывали раньше, когда жители верхних этажей собирали воду вёдрами. Кровлю теперь не разбирают полностью над всем домом, только по частям, и заходят исполнители на объект с запасом укрывных средств. Под огромными баннерами меняют стропильную систему, и только перед тем, как класть шифер, снимают баннеры.
Отчасти фирмы научились на своих и чужих ошибках. Например, на Лазо, 16 подрядчик в ходе ремонта затопил порядка 90 квартир на всех пяти этажах дома. В результате он выплатил жильцам столько компенсаций, что убытки полностью перекрыли доход, компания чудом удержалась на плаву. Часть подрядчиков и вовсе обанкротилась под грузом штрафов за сорванные сроки и выплат пострадавшим жильцам. Ещё часть вылетела из реестра добросовестных подрядчиков и не может больше заниматься капремонтом.
Наконец-то они торгуются
Коллекция историй про затянувшийся ремонт кровли в Красноярске богатая. На Менжинского, 13 людям однажды пришлось заставить тазами и вёдрами весь чердак. На Красрабе, 70 вода текла прямо по лестницам, на Красрабе, 86а ремонт длился больше двух лет, за это время жильцы пережили столько потопов, что сбились со счёта. На Пионерской правды, 3 председатель дома буквально заставляла рабочих доделывать крышу. А что касается зимних ремонтов, которые обходятся без дождей, то на Амурской, 18 одна старенькая бабушка сидела дома при температуре всего лишь +9 градусов. Тогда фонд капремонта критиковали за странную лояльность к фирмам-исполнителям. «В других регионах с косорукими подрядчиками за недельную просрочку договор растрогают и исключают из реестра. А у нас нянчатся зачем-то с ними», — возмущался депутат ЗС.
Сейчас в фонде полностью признают: лояльность к подрядчикам в прошлые годы зашкаливала. Говорят, иначе было невозможно: когда программа капремонта заработала, то компаний с необходимым опытом на красноярском рынке попросту не было. Не так давно Евгений Гаврилов, замминистра по ЖКХ края, сообщил, что в 2015-м отремонтировали всего пять многоквартирных домов, в 2016-м — 236, в 2017-м — 454, в 2018-м — 1012, и это цифры по всему краю, а по Красноярску — ещё меньше. Ситуацию удалось переломить только в 2019 году.
— Понимаете, в прошлые годы подрядчиков так не контролировали и не штрафовали за всё на свете. У нас в крае вообще не было этих подрядчиков, мы над каждым из них тряслись, мол, только сделай, сделай, пожалуйста! Но со временем фирм становилось больше, опыт нарабатывался, и сейчас наконец-то появился выбор, наконец-то они торгуются между собой за эти подряды. Теперь на нерадивых можно очень быстро рублём повлиять, — говорят в фонде.
За прошлый год красноярским подрядчикам навыписывали 1300 штрафов на общую сумму около 42 миллионов рублей. Чаще всего — за срыв сроков и отсутствие людей на рабочем месте, потом — за неправильное складирование материалов и нарушение технологий.
Что касается денег, скопившихся на счетах фонда, то скандал на эту тему произошёл ещё два с половиной года назад: тогда федеральные власти обвинили руководство краевого фонда в некомпетентности из-за большого количества неосвоенных вовремя средств. Вскоре глава фонда Нина Авдеева потеряла должность, а потом и вовсе попала под уголовное дело. Нового руководителя в декабре 2018 года выбрали с помощью специального конкурса.
В итоге 2019 год стал первым, когда было потрачено больше денег, чем собрано с жильцов за тот же период. В фонде рассчитывают продолжать так и дальше — ремонтировать те дома, которые запланированы на год, и доделывать часть тех, что тянутся с прошлых лет. Про один из таких домов расскажем подробнее.
Красраб, 86а
Капремонт на крыше этого дома начался в марте 2018 года. Подряд выиграла фирма «ЭкспоСтрой», а субподрядчики менялись не менее четырёх раз. Дом стоял без крыши всю весну, лето и осень. Тогда жительница пятиэтажки Анна Колесняк рассказывала, как в особо дождливые дни ей с ребёнком приходится сбегать на съемную квартиру, потому что в своей просто невозможно было находиться.
Сейчас мы смогли пообщаться ещё с одной женщиной из того же дома — Галиной Фёдоровной Соловьёвой. Пенсионерка живёт со взрослой дочерью и внуком, вот её рассказ:
— На кухне мы с дочкой не успевали собирать воду, а как снег пошёл, так у нас там и снег был. У нас кухня вообще вся обвалилась, все видели, кто приезжал. Намучились мы с дочкой капитально, ей же ничего делать нельзя, у неё астма, а тут и влажность, и в подъезде столько грязи было! В дожди — влажность, в сухие дни — пылища.
Не дождавшись конца ремонта, Галина Фёдоровна пошла в суд. Знакомые и дочь отговаривали её, считали, что она зря потратит силы и нервы, но всё оказалось не так плохо. Хотя судебная тяжба длилась почти год, но в сам суд женщину вызывали только три раза. По итогу ответчик выплатил ей 186 тысяч рублей, на эти деньги пенсионерка полностью отремонтировала кухню и частично комнату. Теперь она всех призывает не бояться отстаивать свои права. Причём заказывать экспертизу, чтобы доказать ущерб, ей не пришлось.
По «ЭкспоСтрою» в фонде капремонта нам пояснили, что денег за проведённые работы фирме платить не стали, оштрафовали за нарушения и исключили из реестра добросовестных подрядчиков. А чтобы доделать дом, нашли другого исполнителя. Галина Фёдоровна поделилась, что ремонт кровли закончился совсем недавно, в мае, то есть длился больше двух лет.
Взыскать ущерб
Если человек считает, что его квартира пострадала из-за капремонта, то ему нужно обратиться в свою управляющую компанию. Специалист УК должен приехать и зафиксировать ущерб, а потом передать сведения в фонд. Дальше краевой фонд капремонта просто не примет у подрядчика готовую работу, пока не увидит расписку от жильца, что ущерб ему возмещён и претензий он не имеет. Часто подрядчики выплачивают таким жильцам деньги безо всякого суда. В суд дело попадает, если стороны не смогли договориться о сумме ущерба.
Тут, правда, есть нюанс: специалисты УК выезжают по заявкам дня через 2–3 после дождя. Людей это возмущает, но так делается специально — нередко влажность за эти дни испаряется без следа. Дело в том, что ущербом считаются испорченные вещи, обои, штукатурка, проводка и тому подобное, а не само появление воды на стенах.
Зимой, если под вскрытой крышей холодно, то можно зафиксировать расход электричества на дополнительный обогрев квартиры, а квитанцию за свет показать той же УК.
Справедливости ради надо сказать, что порой и подрядчики страдают от жильцов:
— Вы не представляется, сколько у нас собственников в последние два года научились пользоваться ситуацией. Бабушка брызгает водой на стены. Приходит представитель УК и подрядчика, она говорит: «Меня затопили», они ей: «Как же вас затопили? На потолке сухо, а на уровне вашего роста мокро». Теперь подрядчики, наученные горьким опытом, фиксируют перед началом ремонта состояние квартир на верхних этажах, стучат к жильцам и просят разрешения сфотографировать потолки и стены. А то были у нас собственники, которые на полтора миллиона насчитали ущерба, а оказалось на 40 тысяч, — рассказали в фонде.
Управляющие компании
Кроме дождей есть ещё причина потопов. Старые трубы на чердаке могут пострадать во время ремонта, если управляющая компания не позаботилась о них должным образом. Вот что рассказали нам Анна и Вадим Кислицины, живущие по адресу Красраб, 88, про ремонт их кровли, прошедший в первой половине зимы:
— К самому ремонту претензий никаких: ребята вежливые, в подъезде не курили, грязи не разводили, все ходили в касках, с утра до вечера, как пчелки, трудились, очень аккуратно там всё сделали. А то, что нас топило, — это вина управляющей компании! Там всё гнилое, все трубы с отоплением, которые проходят у нас по крыше, они не были обёрнуты специальным материалом, из-за этого зимой мы, грубо говоря, отапливали крышу. И вот бригада приходила на крышу и говорила: «Мы не можем работать, потому что там прорвало трубу и мы ждём слесаря». А у нас текло по двум комнатам, на кухне, в туалете, — вспоминают Кислицинын.
Формально УК обязана подготовить дом к проведению капремонта, но законодательно никакой ответственности за ними по этому поводу не закреплено.
— Трубы бывают иногда в таком состоянии, что ниточками к стропильной системе привязаны. А стропильную систему же надо снести. Ничего не готово, не сделано, УК даже ключ от подъезда и чердака не предоставляет. Подрядчик порой ходит и умоляет: «Подготовьте крышу, мне приступить к работам надо!» Если он не начнёт по графику работать, фонд ему выставит штраф. Поэтому он начинает на свой страх и риск отвязывать эти трубы. Труба лопается, начинает топить, — объясняют в фонде.
Прошлой осенью мы написали инструкцию, как узнать, когда работы запланированы в вашем доме и какие именно. Сейчас специалисты нам рассказали: если дом попадает в программу на 2020–2022 годы, то жильцы при желании могут повлиять на вид работ. Например, запланирован ремонт электрики, а они считают, что крыша в более критическом состоянии, или наоборот. Тогда людям нужно обратиться в фонд с просьбой поменять вид работ, а перед этим провести общедомовое собрание, проголосовать и составить протокол. По словам сотрудников фонда, многие этой возможностью пользуются.