Город подробности Сверяем дела и обещания: рассматриваем 2 года мэра Красноярска у власти

Сверяем дела и обещания: рассматриваем 2 года мэра Красноярска у власти

Вспоминаем обещания Ерёмина перед выборами и обсуждаем с экспертами — что осталось только на словах

Надеемся, что это не намек Ерёмина: «На все дела мне нужно 10 лет…»

Два года назад в конце октября Сергей Ерёмин вступил в должность мэра Красноярска. Депутаты горсовета Красноярска тогда утвердили его на эту должность чуть ли не единогласно. Некоторые претенденты на пост — миллиардер Владимир Егоров и чиновник Владислав Логинов (ныне первый зам мэра) — даже отказались от предвыборной гонки и призвали голосовать за Ерёмина.

В октябре 2018-го мы спрашивали обычных красноярцев о том, что изменилось в городе за первый год нового мэра. Тогда мы все ещё были в предвкушении перед Универсиадой — на наших глазах перекладывали брусчатку на Мира, меняли фонари и подсветку, обновляли фасады в центре. Но уже тогда жители говорили о показухе и переживали, сохранится ли пристальное внимание после Игр.

Сегодня мы решили вспомнить о том, какие обещания Сергей Ерёмин давал перед выборами. А также узнать у активистов и экспертов о том, что из этих обещаний до сих пор осталось только громкими словами, а что реально было сделано.

«Я иду на выборы, чтобы Красноярск стал городом хороших дорог, благоустроенных дворов, чистого воздуха, востребованного образования, современного транспорта».

Транспорт


«Общественный транспорт должен быть комфортным, чистым, безопасным, а главное — регулярным», — это главный постулат в разделе «Транспорт» в предвыборной программе мэра.

Однако за последние два года вопросов к общественному транспорту у красноярцев меньше не стало. Закрытие популярных маршрутов и изменения схем движения приводило к недовольству горожан. И судя по сводкам ДТП, водители автобусов до сих пор устраивают гонки, нарушают правила, а пассажиры в салонах автобусов получают травмы из-за резких остановок. Подливают масла в огонь маршрутчики, которые выступали за повышение тарифов и даже отменили скидку по транспортным картам.

Причину этих проблем мэр указывал ещё во время выборов:

«Сейчас все доходы от перевозки пассажиров идут перевозчику, отсюда "битва" за пассажира, гонки и, как следствие, небезопасное и некачественное оказание услуги», — указано в программе.

Ещё тогда мэр предлагал «консолидировать доходы всех перевозчиков в едином центре с последующей оплатой за оказанные услуги с учётом качества её предоставления». Такую схему, а именно — лишить маршрутчиков возможности собирать деньги с пассажиров, обсуждали в администрации. Но на конкретные действия за 2 года не решились.

Но зато жители заметили обновление парка автобусов.

Прошлым летом мы рассказывали, как чиновники закупили маленькие пазики

По свежим данным, который предоставили NGS24.RU в департаменте транспорта, с 1 января 2019 года красноярские перевозчики обновили 163 автобуса, которые теперь работают на 28 маршрутах. И речь не только о маленьких пазиках.

«Из них абсолютно новые, 2019 года выпуска, — 53 автобуса, которые работают на маршрутах № 3, 5, 9, 50, 80, 81, 83, 90. 2018 года выпуска — 52 автобуса, на маршрутах № 12, 20, 26, 31, 37, 78, 81, 90, 99».

Уже будучи в должности, говорил мэр и о необходимости введения оплаты картами. Как ответили NGS24.RU в департаменте транспорта, на сегодняшний день банковской картой за проезд можно рассчитаться в 35 маршрутах из 58. А в 48 маршрутах можно оплатить проезд через мобильное приложение и QR-код. При этом в департаменте отметили, что оплата картой считается дополнительной опцией и пока она ещё продолжает внедряться. Поэтому лучше носить с собой мелочь на случай, если в такой услуге откажут.

Из изменений к лучшему — увеличение пассажиров в экологически чистом транспорте. Как ответили нам в департаменте, в сентябре 2019 года городские трамваи и троллейбусы перевезли на 200 тысяч пассажиров больше, чем в сентябре прошлого года.

А вот вопрос с электробусом, который активно обсуждался в 2017–2018 годах, так и повис без ответа. Весной прошлого года мэр Ерёмин объяснял, что Красноярску электробус сейчас не нужен. Однако позже в мэрии к этому вопросу вернулись и даже хотели тестировать электробус из Белоруссии.

Сейчас этот вопрос прорабатывает министерство транспорта. Финансирование на обновление подвижного состава, и в том числе закупки электробуса, в городе планируют получить по федеральной программе «Чистый воздух». Но будет ли согласовано финансирование для Красноярска — пока неизвестно.

Экология


Активисты в масках выходили с пикетами к зданию правительства

— Мы выстроим работу лабораторного контроля окружающего воздуха во всех районах города, мы усилим меры надзорного контроля над крупными промышленными предприятиями города, — указывал Сергей Ерёмин в своей предвыборной программе.

В списке основных приоритетов социального и экономического развития Красноярска до 2022 года значилась ещё одна задача:

«Снизить уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, стимулировать использование современных технологий снижения промышленных выбросов, выхлопов автомобильного транспорта, уборки общественных пространств, улиц, тротуаров. Увеличить использование экологически чистого частного и коммерческого транспорта».

Что мы видим в итоге? Датчики загрязнений продолжают зашкаливать, а сотни человек продолжают выходить на митинги против «Чёрного неба» и подписывают петиции с криком: «Мы задыхаемся».

— Контроль усилили, но больше со стороны именно правительства. По факту к городу контроль за предприятиями никакого отношения не имеет. Мы замечаем, что стали чаще проверять мелкие предприятия: видим выезды, штрафы. Но относительно федеральных компаний — КРАЗа, СГК — всё как было, так и осталось, — считает экологический активист Евгений Ходос.

По поводу контроля во всех районах города: на самом деле к городу никаким боком это не относится. Помните, обсуждал горсовет покупку городской лаборатории. Даже умудрились выделить деньги, купить эту лабораторию, которая потом долгое время стояла. Но у них на самом деле нет ни законодательных полномочий, ни ресурсов, ни отдельных людей, которые бы проводили исследования. В итоге её передали в СФУ, насколько я знаю.

Это всё находится в полномочиях министерства природных ресурсов и экологии края. Но есть отдельные проекты у города, например по пыли. Мы требовали уделить вопросу пыли отдельное внимание. И ситуация сдвинулась с места, — уточняет Евгений.

По его словам, раньше зимой активно подсыпали песком, летом всё это превращалось в пыль. Сейчас стали использовать специальные реагенты, и переход на них показал хорошие результаты.

Новый уличный пылесос работники собрали своими руками этим летом

— Кроме того, город действительно отмывали: ездили машины, постоянно чистили. И это активно проходило и после Универсиады, до лета. Тогда же проводилось тестирование и сверка показаний с 2018 годом — пыли объективно стало меньше.

Будет ли это продолжаться в следующем году — непонятно, потому что всё это, наверно, было приурочено всё-таки к Универсиаде. И ресурсы были: были заложены деньги и перед Играми, и после, эти их можно было распределять. Будут ли заниматься в этом году — вопрос. Насколько я знаю, тот бюджет на мойку и чистку улиц закончился в июле, и на этом остановились.

По поводу транспорта — нам очень сильно помогла прошедшая Универсиада. Действительно, после Игр городу были переданы новые автобусы. Парк был обновлён, появились выделенные полосы.

— Как это помогло экологической обстановке?

— Автобусы стали быстрее ходить, стали комфортнее. И я предполагаю, что потенциально часть людей пересела в общественный транспорт из личных авто. Ведь зачем ехать в город на машине, где я не смогу запарковаться, если я могу без пробок комфортно добраться на автобусе, — потенциально у людей возникает такой шанс. Хотя открытой статистики нет.

Хочется отметить, что и по теме зелёных насаждений сейчас идёт диалог. До этого тема просто игнорировалась. Сейчас уже проходят встречи и уже обсуждаются правки в городской кодекс по охране зелёных насаждений. От говорильни переходим уже к конкретным делам.

Бизнес


Так сносили павильоны на Театральной площади

Масштабный снос павильонов и скандалы с прокатчиками на о. Татышев — как минимум две темы, которые ярче всего обсуждались в последние 1–2 года. Павильонщики устраивали пикеты и выходили с адвокатами к местам сноса, пытаясь сохранить место.

Между тем в своей предвыборной программе мэр Ерёмин писал о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса, о предоставлении им гарантий: «Не надо ставить бизнесу условий, надо создавать их».

— Только-только сейчас какие-то движения в сторону малого бизнеса начали появляться, — считает председатель Краевого союза малого предпринимательства Виталий Бондарев.

Понятно, что есть моменты, о которых бизнес мечтает. Те же владельцы павильонов, которые хотели бы вернуться на свои площадки. Мы сейчас работаем над проектом нормативного акта, который позволит предпринимателям, чьи павильоны снесли перед Универсиадой, восстановить свои права. Но быстро решить все вопросы не получится. Сегодня та бюрократическая машина, которая работает в Красноярске, да и в России в целом, не позволяет эффективно оперативно менять вектор движения.

— Сколько в деньгах потеряли владельцы снесённых павильонов? Как им на новых местах?

— Конечно, много потеряли. На новых местах, которые им предложили, нет того трафика, который был ранее. Новые площадки надо раскручивать, и на это понадобится не один год. В среднем выручка упала на 30–50%. А у кого-то были кредиты, трудовые обязательства. Многие вообще остались без средств к существованию. И с сегодняшней экономической ситуацией в стране сложно говорить, выйдут ли они на тот же объём, что был. Даже у тех предпринимателей, чьи павильоны остались на своих местах, выручка упала на 30–35%.

— Удалось ли решить проблему прокатчиков?

— Учитывая тот общественный резонанс и поддержку депутатов, в этом году предпринимателей удалось отстоять. Но что будет в следующем сезоне, непонятно. Конечно, то, что происходило в этом году, никакой критике не поддаётся.

Если говорить простым языком, о. Татышев принадлежит муниципальному учреждению «Центр развития социальных проектов». Вот и надо им, наверное, заниматься социальными проектами, а не бизнесом. А они пытаются собой заменить предпринимателей.

— Чувствуется ли та самая поддержка от города, о которой говорил мэр в программе?

— Попытки диалога есть, конечно. Но это какие-то единичные случаи. Конечно, нам бы хотелось глобальной площадки с участием главы города.

Зачастую и финансовая поддержка нам не нужна. Главное — четкие, понятные правила игры, и чтобы они не менялись с приходом нового руководителя департамента, который отвечает за развитие малого бизнеса. А у нас как только новый руководитель — меняются правила. Сегодня павильоны должны быть оранжевые — затем красные, затем серые, потом скажут керамогранитом обшивать.

Мы бы хотели, чтобы правила были зафиксированы.

2 года — это очень маленький срок для мэра, чтобы что-то изменить. У нас в департаменте горхозяйства только за последние полгода третий руководитель. Специалистов высокого уровня недостаточно. Поэтому тяжело выстроить работу как у швейцарского механизма — без сбоев. И сбои эти случаются.

Благоустройство


Новая подсветка в центре Красноярска была центром внимания во время Универсиады

Отдельного пункта о благоустройстве в предвыборной программе Сергея Ерёмина нет. Однако этот вопрос, как один из важных, мэр постоянно поднимает в своих выступлениях. В программе сделан акцент на реконструкцию жилых территорий, а также улучшение туристической привлекательности города. Изменённый к Универсиаде центр города и новую подсветку замечают все жители. Однако ещё в прошлом году горожане говорили о показухе и сетовали на то, что пока центр чистят до блеска, власти забывают об окраинах.

Немного изменили ситуацию скверы, которые благоустроили в каждом районе городе. Мы уже показывали, как изменились 11 скверов, которые выбирали красноярцы ещё в 2018-м. Не ко всем из них, к слову, сами красноярцы относятся с трепетом. На Рейдовой вандалы уже обломали новые скамейки.

— Конечно, Универсиада дала толчок к развитию городских пространств. Денежный толчок. На фоне соседей — Иркутска, Новосибирска, где таких вложений не было, Красноярск ощутимо продвинулся за эти два года. Но надо сказать, что нам повезло: центр города у нас достаточно узкий и там не так много улиц, по сравнению, например, с Уфой, — поделилась мнением урбанист и учредитель Лаборатории гражданской инженерии Мария Быстрова.

Изменения в центре замечают все

— Центр у нас небольшой, поэтому изменения на проспекте Мира, ремонт на Ленина, благоустройство набережной и отдельных пространств — площади Мира, площади Революции, сквера Пушкина — дают ощутимый эффект. Кажется, что довольно много всего улучшилось.

Что касается окраин, отдельные сообщения о благоустройстве доходят и оттуда. Но создаётся впечатление, что окраинам достаются остатки: лавочки с проспекта Мира перевезли, к примеру, куда-нибудь в парк «Сибсталь». Но в целом ничего в этом плохого нет: если лавочки хорошие, почему бы их не использовать для других пространств. Работы проходят. Но их качество нужно оценивать в каждом отдельном случае. <...>

Изменения заметны, но хотелось бы видеть стратегию развития города. Хочется видеть общую картину, как изменится город через 10–15 лет. То, что происходит сейчас, — это некоторая текучка. А хочется видеть именно стратегию. Причём не спущенную сверху, а стратегию, созданную на основе консенсуса между администрацией, бизнесом и обычными горожанами. Это бы помогло увидеть, куда идёт Красноярск, и по мере сил участвовать в его развитии.

— Было ли в благоустройстве то, что вас возмутило?

— Меня как горожанина очень беспокоят истории с зелёными насаждениями — на о. Татышев вырубили деревья под парковку, велась вырубка и под проводами. Это жуткая история, уничтожение зелёного капитала города. Я надеюсь, что регламент по обращению с зелёными насаждениями будет пересмотрен.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства