Город Мусорная реформа интервью «Просчеты и саботаж»: главный по мусору на левобережье — о причинах коллапса и мечтах повысить тариф

«Просчеты и саботаж»: главный по мусору на левобережье — о причинах коллапса и мечтах повысить тариф

С января левый берег утонул в мусоре. Ответственный за вывоз отходов рассказал, как так вышло

Илья Ильин — руководитель «Красноярской рециклинговой компании», которая отвечает за вывоз мусора на левом берегу в Красноярске

В январе в Красноярске стартовала мусорная реформа. Раньше красноярцы платили 2 рубля с квадрата квартир, теперь — 79 рублей с человека. С первых шагов реформа в городе дала сбой. Красноярцы завалили администрацию жалобами на груды мусора. Большинство свалок появилось на левом берегу. Мы встретились с руководителем «Красноярской рециклинговой компании» Ильей Ильиным и задали все неудобные вопросы — о причинах коллапса, недостоверных банковских гарантиях и повышении тарифа.

Ху из мистер Ильин

— У всех бизнесменов есть какая-то предыстория. А вы пришли, стали заниматься мусором и мало известны. Кто вы? Как стали заниматься мусором?

— Да мне реально это приснилось. Больше 10 лет назад приснились какие-то тюки, вагоны, какие-то запрессованные тюки. На тот момент занимался всем понемногу. Первый бизнес был охранный бизнес, строительный бизнес, проектное бюро.

— И что дальше? Вот так после сна стали заниматься новым бизнесом? Взяли кредит?

— Первое — попытался изучить рынок. Это был 2009 год. А в 2010 году появилась фирма «Назаровский завод твердых бытовых отходов». И там я совершил классическую ошибку. Думал, раз она платит деньги, значит обеспечит мне поток мусора.

— Почему именно с Назарово начали?

— У меня в охранном агентстве была крупная филиальная сеть. Назарово выбрал по принципу «компактный, небольшой» — 50 тысяч населения. В совсем небольших городах строить казалось нерентабельным.

— Откуда брали деньги? Кредиты?

— Почему? Взял с одного бизнеса, вложил в завод. Поехал в Белоруссию. Купил в Бресте сортировочный конвейер. Запустил и совершил все возможные ошибки. Погорел на том, что начал строить завод по сортировке мусора без полигона [куда везут то, что уже не переработать]. На этом и погорел. Строили с партнёрами. Он поработал полгода. Денег за сортировку нам никто не заплатил. И все наши инвестиции, порядка 60 миллионов, ухнули в никуда. Потом меня пытались в этом укорить. А я считаю это удачей. Сформировал у себя интерес к этому бизнесу и злость.

— Завод запускался примерно в 2010-м. А в Красноярске о вас заговорили, когда стала приближаться реформа, в 2017–2018-м. Чем вы занимались в этот промежуток?

— Этим же. Завод 3 года банкротился. А у меня появилась концепция: все должно быть в одних руках — транспортировка и полигоны. Пошел в районы, где была сложная ситуация с полигонами. Там, где со мной были готовы вступать в диалог, я забрал полигоны на условиях концессии.

Сама концепция реформы — очень правильная. Чтобы построить перерабатывающий мусорный завод, бизнесу нужны объемы. На базе мусора Назарова и Шарыпова не построить завод для мытья бутылок. Я больше скажу — мусорных отходов всего Красноярского края недостаточно, чтобы перерабатывать ПЭТ-бутылки. Мы придем к ситуации, когда один оператор будет работать с мусором сразу в нескольких регионах. Сейчас Красноярский край разделили на 19 технологических зон, в каждой — свой оператор. В США тоже так делали, делили штаты. Но потом от этого отказались.

Битвы за вывоз мусора и подводные камни

— Когда проходили конкурсы по выбору региональных операторов, вашу компанию «Планета-Сервис» уличили в подделке банковских гарантий. Как это произошло?

— Еще летом мы приняли решение разделить компании. Группа компаний «Кашалот» работает по краю. Живет своей жизнью. Там свои партнёры. По Красноярску работает «Красноярская рециклинговая компания». Две не зависящие друг от друга компании.

— То есть к «Планете-Сервис» и к группе «Кашалот» вы не относитесь никак?

— Скажем так. Я родоначальник, идеолог. Имею отношение…

Тариф в 79 рублей Ильин считает недостаточным

— Почему вы решили убирать мусор именно на левом берегу Красноярска?

— На правом берегу изначально, исторически, были сильны позиции «РостТеха».

— Ряд депутатов горсовета говорили, что вывозить мусор с правого берега выгоднее. Территория меньше…

— Я бы не стал говорить, что на каком-то берегу выгоднее или нет. На левом берегу живет больше населения. Зато у правого берега больше городов — Железногорск, Дивногорск.

— У вас есть мнение, почему муниципальное предприятие «Автоспецбаза» не участвовало в конкурсе по выбору оператора?

— Будет некорректно, если я буду как-то оценивать работу предприятия.

— Хорошо. Представим ситуацию, что вы и «Автоспецбаза» конкуренты. Вас такой конкурент испугал бы?

(Cмеется.) Нет. Все-таки большую роль играет материально-техническое оснащение…Понимание процессов. Я не хотел бы по этому поводу разговаривать.

Причины мусорных завалов

— С января красноярцы стали массово жаловаться на невывоз мусора. Во дворах появились огромные свалки. Почему это произошло?

— Это был ряд системных просчетов. И не только наши просчеты. И саботаж.

— Что за просчеты?

— Норма накопления отходов в разы отличается от того, что происходит на практике. (Норма накопления количества мусора, которое, по расчетам правительства, производит 1 человек.) Грубо говоря, человек производит 3 бака с мусором, а заплатит мне только за один. Норма накопления влияет на весь процесс — тариф, количество техники.

— Почему с самого начала согласились на это?

— Когда мы заходили, говорилось, что в декабре норматив приведут в соответствие. Но так этого и не сделали. Наоборот, даже подуменьшили.

— Это единственный просчет? Как вы работали с управляющими компаниями? Они в курсе были, что приходит новый оператор? С ним надо выстраивать процесс вывоза мусора?

— Треть управляющих компаний были с нами в диалоге. Обменивались информацией. Остальные дождались вступления в силу закона с 1 января. И начали работать с нами. У них были контракты на вывоз мусора. Они решили доработать [c теми, кто вывозил мусор с левого берега до регионального оператора].

По словам Ильина, мусорные завалы почти устранены

— Раньше вы говорили, что администрация Красноярска не передала вам данные о расположении площадок накопления мусора…

— Это сыграло роль, но незначительную. Это будет предмет для выяснений и разбирательств.

— Сейчас все управляющие компании заключили с вами договоры?

— До конца недели, думаю, со всеми заключим договоры.

— Причиной мусорных завалов вы назвали не только просчеты, но и саботаж.

— Мы начали работать на левом берегу с 1 января. До 1 января рынок складывался по-разному. Где-то то перевозчики мусор вывозили со своими бачками. Где-то выкупали управляющие компании. В конце декабря исчезло порядка 1000 мусорных бачков. С декабря нам осталось 600 тонн мусора. Машина должна была приезжать 1 раз и забирать 3 бачка. Из-за того, что баков стало меньше, появились завалы. Пришлось машинам выезжать 2 раза. Ломались графики.

— Бачки забрал тот, кто вывозил мусор до вас?

— Я не могу это комментировать.

Платить надо больше?

— Существующий тариф 79 рублей вас устраивает? Он позволяет создать всю инфраструктуру по обращению с мусором?

— Это маленький тариф, который не позволит реализовать все планы по переработке мусора. Туда не вошли бачки. Сейчас мы могли бы просто не говорить про их исчезновение. В тариф не вошла перегрузка, когда маленькие машины собирают мусор, а потом перезагружают в крупную.

— Какой тариф считаете справедливым?

— Порядка 110 рублей с человека.

— Те суммы, что в свое время и назывались?

— Да.

О планах

— Что сейчас делает с мусором ваша компания и что планируете?

— Отходы мы везем на полигон предприятия «Автоспецбаза». Комплекс по сортировке мусора начнет строиться в этом году на федеральные средства. Именно эти средства позволили снизить тариф. Сортировка будет рассчитана на левый берег Красноярска, Емельяновский и другие районы.

— Если завод построят за счет федеральных средств, в чем тогда ваше финансовое участие как регионального оператора?

— Никакого. Сортировка мусора будет находиться в собственности государства. Нам предстоит работа по реконструкции полигона «Автоспецбазы».

— Сколько сейчас у вас мусоровозов?

— Парк мусоровозов насчитывает 90 единиц. В работу выходит 55–60. Остальные стоят из-за нехватки водителей. Привлекаем водителей, выстраиваем работу в ночное время. Нехватка водителей появилась в том числе [потому, что так были сверстаны планы,] из-за норм накопления отходов.

— Почему на помощь вашей компании в вывозе мусора использовалась муниципальная техника?

— Сразу оговорюсь. Техника пришла по нашему заказу, который мы оплачивали. Это была единовременная мера по разгребанию завалов. Осталось с декабря 600 тонн завалов. Это нас захлестнуло.

— По вашим прикидкам, все красноярцы будут платить за вывоз мусора?

— Коллеги из других регионов приводят разные цифры — первые месяцы до 70% неоплаты. Потом выходят на собираемость 80–85%.

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber
, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства