Красноярские спасатели — о самых сложных и удивительных историях спасения, зарплатах и повседневности
Каждые выходные сотни красноярцев отправляются гулять в заповедник «Столбы». И почти каждые выходные оттуда поступают тревожные сводки. Спасатели на носилках выносят тех, кто подвернул ноги, снимают со скал тех, кто не может спуститься, ищут заблудившихся. В воскресенье мы провели рабочий день со спасателями на «Столбах» и своими глазами увидели их работу.
Красноярский отряд «Спасатель» был создан в Красноярске в 1999 году. Команда отряда базируется на острове Отдыха. Отсюда отряд спасателей и выезжает на патрулирование заповедника. Рядом с кирпичным зданием виднеются цилиндрические конструкции — их используют для тренировок по спасению людей из шахт, завалов.
Однажды во время учений водолазы нашли машину с 2 телами… В структуру органов МЧС отряд «Спасатель» не входит. В отличие от работников МЧС сотрудники отряда выезжают только на ликвидации ЧП в крае. В мае они боролись с затоплением поселка Ворогово на севере края.
Вместе с четырьмя спасателями мы выдвигаемся на машине на «Столбы».
Внутри довольно спартанская обстановка: шкаф со снаряжением для работы в горах, несколько письменных столов. За перегородкой — кухонька с холодильником, микроволновкой и длинным столом.
Смена спасателей на «Столбах» длится 12 часов. Вообще же работают в отряде по сложному графику в зависимости от того, сколько человек выезжает на ликвидацию ЧС, сколько дежурит в других местах.Спрашиваем у ребят, как на такой график реагируют их семьи. «Нормально. Плохо. Привыкли», — отвечают одновременно спасатели.
После длинных смен сотрудникам положены отгулы, но назвать полноценным отпуском их нельзя. Из любого отгула сотрудники должны по тревоге прибыть в отряд «Спасатель» в течение пары часов.
Еще во время подготовки все спасатели осваивают несколько дополнительных квалификаций — водолазные работы, альпинизм. Все дежурящие на «Столбах» имеют допуск к горным работам.
На таких носилках со «Столбов» эвакуируют пострадавших с тяжелыми травмами или тех, кто не может ходить. Спасатель Андрей рассказывает, что такие носилки позволяют полностью обездвижить туриста. На носилках много всяких креплений, ремешков, петель. Обёрнутого как кокон туриста можно спустить с высоты.
«Транспортировать людей в носилках, конечно, сложно. Представьте 10–20 километров по горно-таежной местности», — говорит Андрей.
Сворачиваем с основной дороги и узкими тропками начинаем углубляться в чащу. Уже минут через 30 дыхание у нас сбивается, но показывать это парням из отряда «Спасатель» мы немного стесняемся.
Цель патрулирования — обойти основные туристические маршруты, выяснить обстановку в местах сбора туристов, оценить обстановку. Один сотрудник в этот момент дежурит на базе. Связь с ним поддерживается по рации. В случае чего вся группа в любой момент готова выдвинуться на помощь к терпящим бедствие.
У всех встреченных в пути спасатели интересуются самочувствием.
«Многие переоценивают свои силы. Были случаи: люди подворачивали ноги, идем эвакуировать, смотрим — а на ногах обувь вот на таких шпильках! Зимой многие в легких курточках идут. Говорят потом: «Думали, что тепло, думали, не долго проходим», — рассказывают спасатели.
Одна из самых длинных операций по поиску пропавшего на «Столбах» в истории отряда длилась около 10 дней. Мужчина сам дозвонился до спасателей, сказал, что заблудился. Однако, прибыв к указанному месту, спасатели никого не нашли. Местность регулярно прочесывали поисковики, с неба операцию прикрывали беспилотники.
Оказалось, что мужчина попытался сам выбраться, ушел от указанного места. Окоченевшее тело спасатели нашли в 20 километрах от той точки, откуда мужчина выходил на связь. Кутаясь в легкую куртку, пропавший в последние минуты жизни отчаянно пытался согреться.
— Сами как на местности осваивались?
— Нас же готовят, вначале все ходят с опытными работниками. Что-то по местности подсказывают егеря заповедника, опытные столбисты. А в основном — опыт, конечно.
У многих операторов в чаще не ловит голосовая связь. Но сообщить о бедствии по номеру 112 можно, даже если на экране вашего телефона нет «антенок».
«Если связи нет, то лучше вытащить симку и позвонить на короткий номер. Тогда телефон не ищет сеть и лучше передает сигнал. Мало кто об этом знает», — говорят спасатели.
При патрулировании спасатели обязательно обходят избушки и другие места, где могут быть туристы.
«Все эти домики очень выручают. Были случаи, когда люди терялись, набредали на домики и уже оттуда звонили нам».
К середине дня возвращаемся в пункт спасателей. После осмотра один из парней находит на себе клеща. По словам ребят, эти кровососы так и норовят забраться в самые пикантные места.
После обеда с крепким чаем у спасателей по расписанию время занятий. Парни конспектируют материалы по оказанию первой медицинской помощи. В этот раз тема занятий — что-то про вывихи.
— Часто обучения какие-то проходят?
— Почти каждый год. Аттестации, повышения квалификации, просто обучение. В медицине же постоянно что-то меняется.
В разговоре выясняется, что все три спасателя знакомы уже несколько лет. «Мы все служили в горно-спасательной части. Потом я устроился в отряд "Спасатель". Постепенно все тут и собрались», — рассказывает старший группы Андрей (на фото справа).
В этот день на «Столбах» дежурило 4 спасателя. Спасатель средних лет, которого остальные называли Ильичем, фотографироваться не захотел.
По нашей просьбе спасатели показали нам, как спускают со скал туристов. Обычно такие звонки поступают от тех, кому внезапно стало плохо. Хотя, по словам парней, есть в заповеднике и коварные участки: «Вроде бы камни, между ними лаз. Но если не знать, как разместить тело, таз может застрять».
Серьезно пострадавших, тех, кто не может даже ходить, с гор спускают на специальных носилках. Для остальных используют специальное устройство. Прочный трос крепится наверху скалы, внизу его держат спасатели. Действует сложная система страховок — турист прикрепляется сложными устройствами к спасателю, спасатель — к тросу.
— Бывают у людей случаи паники, когда им страшно спускаться?
— У тех, кто звонит — проблемы. Что-то болит из-за травм или вывихов. Поэтому все ведут себя тихо. Понимают, что чем быстрее мы их спустим, тем быстрее все прекратится.
Парни признаются, что какие-то навыки на «Столбах» без постоянных тренировок быстро утрачиваются: «Возвращаешься из отпуска. Вроде бы все помнишь, местность, куда ногу ставить надо при восхождении. А настрой какой-то не такой. Плюс есть и сложные места. Для меня это участок около "Тараканьего лобика"».
В другие дни они выезжают спасать людей из покореженных в авариях авто, эвакуируют людей из зоны бедствия.
«Какие самые сложные операции? Наверное, вытаскивать людей из пещер. Закрытое пространство, темно. Думаешь, как самому пробраться, как человека транспортировать», — говорит старший группы Андрей.
Нередко спасатели участвуют в операциях, когда спасать уже некого: открывают квартиры с умершими. Начинается все с того, что соседи начинают замечать неприятный запах. Очень скоро вонь становится невыносимой. Тогда люди понимают: случилась беда. Как правило, случается такое ЧП с пожилыми людьми.
«Пожарные могут все быстро сделать. Приехать, снести дверь, ТЫЩЬ — БЫЩЬ, и все. Мы действуем аккуратнее. Осторожно разбираем стеклопакет и попадаем внутрь. Это важно. Когда, например, бабушка умерла, родственников в городе нет», — рассказывают спасатели.
— Как к такому привыкаете? Неприятные ведь моменты…
«Да никак. У каждого свой порог чувствительности. Я к таким вот вещам спокойно отношусь. А когда за ребенком пеленки стираю, тошнит».
На руки «Спасатели» получают 30–40 тысяч. Все зависит от количества смен, дежурств, выездов в зоны ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также дополнительных квалификаций — спасатель-водолаз, спасатель с допуском к горным работам.
Один из пунктов — что делать при встрече с медведем. Сами спасатели вспоминают, что однажды маленький медвежонок выходил к пункту спасателей. Косолапого, очевидно, привлек запах от мусорных баков.
К вечеру становится ясно — в этот день помощь никому так и не потребовалась. В шутку говорим, мол, жалко что не увидели вас в деле.
«Не надо так говорить, — отвечает серьезно всегда улыбчивый старший группы Андрей. — Каждое обращение к нам — это же несчастье чье-то, чья-то беда. И напишите обязательно, что если кто теряется, то звонить на 112 легче без симки. Мало кто знает».
Антон Понарин
Фото: Артем Ленц
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS).