Изучаем, как крупные компании и правительство решают экологические проблемы Красноярска
Путин приказал к лету разработать план по спасению экологической ситуации в Красноярске. В общих чертах о состоянии экологии глава государства высказался еще в начале февраля во время своего визита в Красноярск.
Тогда ситуацию с «черным небом» над городом с Путиным обсуждали врио Красноярского края Александр Усс, директор РУСАЛа Владислав Соловьев и глава Сибирской угольно-энергетической компании Владимир Рашевский.
В пятницу, 2 марта, в Красноярск приезжает министр экологии России Сергей Донской. Известно, что вместе с первыми лицами Красноярского края обсуждаться будет один вопрос: как исполнять поручение президента
Каково же положение дел с загрязнителями на сегодня?
В феврале губернатор, представители РУСАЛа и СГК доложили президенту такие цифры: в год в небо над городом выбрасывается 200 тысяч тонн вредных веществ. 1/3 приходится на СГК, свыше 50 тысяч — на РУСАЛ, еще 36% — на автомобильный транспорт.
Полные данные по выбросам весной на своем сайте публикует краевое министерство экологии. Пока доступны только данные за 2016 год.
В воздух города попало 196 тысяч тонн выбросов. На предприятия пришлось 126 тысяч тонн, а на транспорт и передвижные источники — 69 тысяч тонн. Крупнейшими промышленными источниками загрязнения городского воздуха в 2016 году стали РУСАЛ (57,8 тысяч тонн), красноярские ТЭЦ (45,8 тысяч тонн).
За последние 3 года выбросы от предприятий упали на 2 тысячи тонн, а доля транспорта, наоборот, подросла.
Каких мер ждать от чиновников и крупных компаний после приказа президента разобраться с «черным небом»? Мы решили изучить все идеи и предложения, которые обсуждали власть и бизнес в последнее время.
Металлургия
На 2016 год на РУСАЛ приходится примерно 29% выбросов. За 5 лет выбросы уменьшены на 5 тысяч тонн.
По данным министерства природы РФ, предприятие является одним из основных источников поступления в воздух города бензопирена и гидрохлорида. В 2016 году в Красноярске регистрировалось 3 случая превышения ПДК по гидрохлориду и 14 случаев по бензопирену.
Компания уже объявляла, что в планах компании внедрить технологию «Экологический Содерберг» на всех электролизёрах. По расчетам компании, использование такой технологии снижает выбросы фторидов.
Кроме того, с 2017 года в компании рассматривается несколько проектов по сокращению выбросов. Например, уменьшение времени технологических операций, установка систем видеонаблюдения, чтобы предотвращать разгерметизацию оборудования, использование специальных фильтров. Также в компании рассматривается вопрос о том, чтобы часть мощностей КрАЗа перенести на Богучанский алюминиевый завод.
Котельные и энергетика
Городские ТЭЦ отправляют в небо Красноярска 29% всех выбросов. Еще 5% добавляют котельные КрасТЭК, «Фармэнерго», котельные ЭВРЗ.
Принятая в 2013 году схема теплоснабжения предполагает закрытие малых котельных. Предполагается, что отапливать город в основном будут 3 ТЭЦ. Объявлялось, что закрытие малых котельных способно уменьшить долю выбросов на 20 тысяч тонн. Уже объявлено о закрытии нескольких котельных в Покровке и Октябрьском районе. В ближайшее время в Красноярске предполагается закрыть 15 котельных.
По данным краевого министерства экологии, по количеству выбросов лидирует ТЭЦ-1. Предприятие, построенное еще в 1943 году, в 2016 году выбросило в воздух Красноярска 17,4 тысячи тонн. На ТЭЦ-2 приходится 15,3 тысячи тонн, на новую ТЭЦ-3 — 13 тысяч.
Еще в 2017 году руководство СГК подписало с краевыми властями соглашение о модернизации старейшей ТЭЦ. Вместо трех труб высотой от 105 до 120 метров предполагается построить одну, но высокую — в 270 метров. В компании подсчитали, что благодаря высоте резко снизится доля выбросов пыли, диоксида азота, двуокиси кремния.
Также на ТЭЦ планируется установить специальный электрофильтр. По мнению компании, это снизит выбросы золы на 90%.
С 2016 года экологические активисты требуют перевода ТЭЦ на газ. Требования газификации содержится в резолюциях всех экологических митингов. Разговоры о необходимости газификации велись еще при губернаторе Толоконском. Уже тогда появились первые расчеты. Провод газопровода в край обойдется в 170–250 миллиардов, модернизация самих ТЭЦ потребует еще 20 миллиардов.
В конце 2017 года губернатор Усс объявил о том, что Красноярск может быть газифицирован к 2023 году.
В декабре сообщалось про 3 сценария прокладки газопровода: из Томской области, Кемерово или с севера Красноярского края. При этом представители «Газпром межрегионгаз» (дочка «Газпрома», занимается реализацией газа в РФ) признавали, что цена газа будет выше угля.
О газификации Красноярска речь шла и во время визита Путина. Александр Усс сказал, что сейчас согласуется только схема прокладки газопровода до Красноярска, однако о том, как доводить газ до квартир, речи пока не идет. Ничего не говорилось и о переводе на газ красноярских ТЭЦ.
Печное отопление
Еще в конце прошлого года министерство экологии предложило запретить компаниям топиться углем и мазутом без систем газоочистки. Также в ведомстве предлагают налоговые льготы предприятиям, которые перейдут с угля на газ и электричество.
С отоплением частного сектора ситуация обстоит сложнее: в Красноярске его насчитывается 750 тысяч квадратных метров. Во время визита Путина обсуждалось предложение сноса и расселения целых кварталов.
По оценкам Александра Усса, на это потребуется свыше 10 миллиардов рублей. Вероятно, в краевом правительстве надеются на помощь федерального центра. Кроме того, снос и застройка частного сектора потребует и модернизации ТЭЦ. Представители энергетики рассказали Путину о том, что придется наращивать мощности на ТЭЦ-3. СГК готова вложить в это до 30 миллиардов рублей, но нужно проработать вопрос возврата этих инвестиций.
Автомобильный транспорт
Красноярский ученый Рэм Хлебопрос в работе «Экологические зарисовки» указывал несколько самых загазованных мест: Копыловский мост, Вейнбаума, районы у остановок «Спутник», «Космос», «Медицинский университет».
Похоже, с грузовиками чиновники уже определились: предлагается запретить им ездить по городским улицам днем. Проект приказа о запрете на проезд большегрузов рассматривается министерством транспорта.
Президент во время визита в Красноярск предлагал краевым властям подумать о переводе на газомоторное топливо городского автопарка. Сейчас в правительстве обсуждается вопрос о том, чтобы снизить транспортный налог для тех, кто использует такое топливо. Однако пока для Красноярска по-прежнему продолжают закупаться автобусы на дизельном топливе.
В стратегии развития транспорта Красноярского края ставка сделана на развитие электробусов. Однако развивать их парк планируется за счет бизнесменов. Инвестиций бюджетных средств в этот проект не предусмотрено.
В правительстве программу визита министра экологии Донского пока не раскрывают. Известно только, что чиновник посетит в ТЭЦ, РУСАЛ и проведет совещание с Уссом.
Антон Понарин
Фото: Артём Ленц, mpr.krskstate.ru (2)
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)