Куда бежать и что делать в новом терминале аэропорта
До принятия первого рейса в новом терминале аэропорта Красноярск еще десять дней, но 300 заявленных счастливчиков могли оценить работу и внешний вид здания уже сегодня. 16 декабря сюда пустили волонтеров. Отправились с ними и журналисты портала НГС.НОВОСТИ.
Первое, что замечаешь, подъезжая по трассе к новому терминалу, — необычные, но еще не работающие фонари. Их подключат к 20 декабря. В сумерках можно оценить просвечивающуюся вывеску с новым названием «Аэропорт Красноярск». Под ней пока стоят строительные вагончики, а периметр затянут оранжевой сеткой — на пути досмотр с металлоискателями и требованием пропуска.
С первого шага внутри новый терминал поражает размахом: тут 58 тысяч квадратов, вместившихся на 4 этажах. Теперь все потоки — пассажиры с внутренних и международных рейсов, — будут собираться в одном здании. На первом этаже со вторым светом можно будет пройти регистрацию на одной из 26 стоек. Их в два раза больше, чем в старых терминалах. А также можно сдать багаж в камеру хранения. На втором этаже разместились зал ожидания, торговая галерея и фуд-корты. Пункты досмотра и залы вылета займут третий этаж. На четвертом этаже оборудуют залы повышенной комфортности.
Реконструкцию, объявленную в 2015 году, ранее оценивали в 6 млрд рублей. Новым главным акционером летом того же года стали структуры Олега Дерипаски: акции им продали за 4 млрд 50 млн рублей. Его же компания управляет аэропортами Краснодара, Сочи, Анапы и Геленджика. Правда, еще в январе 2017 года олигарх жаловался на низкую окупаемость вложений в Емельяново из-за высокой стоимости кредитов.
Новый терминал красноярского аэропорта появился спустя 37 лет со времени переноса его из города в Емельяново. Сделавший это бывший руководитель края Павел Федирко называл это авантюрой: не было готового проекта и финансирования. Деньги на достройку нашлись, когда «за счет внутренних средств» края уже было вложено 3 млн рублей, писал он в мемуарах. Средства по случайности остались неосвоенными в Минске и Ташкенте, поэтому их перекинули и узаконили в стройку в Красноярске. Работники аэропорта, жившие в окрестных домах «Северного», были против переноса. Их удалось убедить, а после случилась трагедия: пассажирский лайнер рухнул в районе зверосовхоза. У него вылетела лопатка турбины. Если бы это случилось при взлете с полосы в «Северном», то самолет упал был прямо в центре города, размышляет Федирко.
Чтобы понять, как будет работать и выглядеть новый терминал, нужно проявить немного фантазии: сейчас всюду ходят рабочие в касках, слышен шум перфоратора, лежат материалы. Нет обещанных арт-объектов, которые презентовала администрация аэропорта в виде макетов. Разработкой занималось дизайн-агентство «АртСтиль». По задумке авторов, в стенах здания появится галерея петроглифов (выбитые или нарисованные на камне изображения), чум, каменные бабы. А также объекты, посвящённые Василию Сурикову, Андрею Поздееву, Виктору Астафьеву и недавно ушедшему из жизни Дмитрию Хворостовскому. Директор аэропорта Андрей Мецлер на вопрос о сроках и будущем фигур интригует: «Вы всё увидите».
По задумке архитекторов, внутренний облик должен напоминать о Красноярске: плитка на полу — течение Енисея, научный потенциал — спутник Решетнёва в холле, на стене панно с горами. Хотя ассоциации у всех разные, кто-то нашел, что плитка на полу напоминает взлетную полосу.
Волонтеры появляются в терминале в начале 11-го. Им выдают распечатки с «билетами» на вымышленные имена и багаж — чемоданы набитые металлическими трубами, бумагами и прочим добром. Для отработки внештатных ситуация кому-то выдали негабаритный багаж — кактусы в горшках, детские и инвалидные коляски, плазма-телевизор. На тестирование явилось 200–300 человек.
По сценарию эта пара с клеткой и животными должна пройти регистрацию. Роль живого животного выполняет милый плюшевый заяц. Евгения и Сергей Минины рассказывают, что садятся на вымышленный рейс в Байкит: «Мы собрались в Байкит, но не знаем, где он находится. Пока всё новое, всё красиво, посмотрим — как запустится. Нам нравится путешествовать, и аэропорт — неотъемлемая часть путешествий. Решили посмотреть. В глаза бросилось — пространства очень много».
У спешащих по терминалу рабочих разные каски. Как нам пояснили, тут есть своя иерархия: в белых ходит руководство, в желтых — высотники, в оранжевых — монтажники. Но приезд волонтеров спутал все карты — им выдавали любые каски. Такой порядок, аэропорт еще числится стройплощадкой.
И на этой стройплощадке, судя по словам Андрей Метцлера, царят строгие правила. «Вы видели хоть один бычок? За курение штраф — 50 тысяч и окончание работ. Тяжело было найти таких сотрудников? Ну как тяжело. Это такие обычные работники, как и в городе. Просто когда мы выбирали, то минимум двух подрядчиков и смотрели офисы, производство, обучение, что делали раньше. Я нормальные деньги плачу и вовремя. Здесь — Корея, сербы, болгары, Москва».
Дмитрий и Галина тоже летят в Байкит. «Мы не поняли впечатлений — пока что это стройка. Достаточно большой, светлый. Лучше, чем предыдущий терминал — места там намного меньше. На входе нет большого табло с рейсами, мы в анкете обязательно запишем как замечание. Фасад немного напоминает аэропорт Милана — там были такие вантовые поддерживающие конструкции. Но там масштаб намного больше».
Пока это не собранный медиа-экран, размером с «однушку» — 28*8. В будущем на нём планируют транслировать ролики. Как нам пояснил директор аэропорта, запчасти арестовали вместе с двумя пароходами в Токио и возвращать их пришлось «через Москву».
Пришедшие тестировать терминал волонтёры обедали тем, что им предложили: яблоко, кофе или чай, пирожок с повидлом и бургер. К открытию администрация обещает огромный фуд-корт с точками на каждом из трех этажей. Отвечая на вопросы красноярцев, в недавнем радиоэфире директор аэропорта Андрей Метцлер сначала обошел вопрос о цене, а после заявил: «У нас будет много точек, они будут нацелены на разные слои. Будет подешевле и подороже. Кому-то нужно так, кто-то нуждается в эксклюзиве. Мы это решим».
Улетающим за границу до III квартала следующего года по привычке придется заезжать во второй терминал. Терминал № 1 и 3, где сегодня встречают с других городов России и забирают багаж, будут законсервированы. На них у господина Метцлера большие планы: в третьем сначала поселят строителей, что будет реконструировать первый терминал под зал для делегаций и высокопоставленных чиновников, а потом часть снесут и сделают служебное помещение. «Например, прилетают какие-то высокопоставленные руководители — Сечин, бизнесмены, их постоянно встречают и у них должна быть возможность провести пресс-конференцию. Хочу там проводить выставки, машины рекламировать. Чтобы аэропорт не просто аэропортом был, а точкой притяжения. Сделать гостиницу шикарную, ресторан видовой».
По словам руководства аэропорта, они были готовы открыться и 1 декабря. Но поступила установка свыше. «Просто с 1 по 10 открывается Ростов, там 46 миллиардов инвестиций. Это полностью в поле новый аэропорт построили», — объясняет Андрей Метцлер.
В новом терминале 6 телетрапов, но работать пока будут 2. Пассажиров будут возить на автобусах до старых терминалов, пока тут не построят новый перрон. Сделать это планируется к лету. Всё из-за несостыковки — терминал сдали на полгода раньше.
Новый терминал сравнивают с аэропортом Сочи. Но руководство затрудняется найти ему аналоги: «Мне сложно сравнить с чем-то. Он сегодня за Уралом самый большой и технологичный».
Молодые люди говорят, что их квест до зоны ожидания был тихим и мирным. Даже жалеют, что им чего-то не подкинули. Единственное замечание — мало кресел.
Зато к беседе присоединилась пожилая пара и добавила ложку дегтя: «Скромновато и бюджетно. Мы много где были. Если хотим гостям Универсиады показывать, то не пойдет. Похож на обычный терминал в Москве. На Пулково, например. С Европой вообще ничего общего, — рассуждает супруга, — Когда все войдет в норму, появятся павильоны, украшения на стенах, будет приятно. Потолок, освещение, Владик, очень интересное».
А это место, куда дверь простым пассажирам и волонтерам закрыта, — зал сортировки багажа. В час линия может принять 1,5 тысячи сумок, просканировав их 5 раз. Если какая-то показалась подозрительной, её скидывают на отдельную линию и тут уже сотрудник смотрит другим прибором. Открывать чемодан никто не имеет права, только сотрудник полиции при составлении акта. Производитель оборудования утверждает, что может быть утеряна только одна из миллиона сумок.
Зал бизнес-класса журналистам показывать отказались. Возможно, потому что он так и не доделан. На входе вместе с волонтерами мы встретили девушек с настоящими рюкзаками. Они оказались декораторами из Санкт-Петербурга и рассказали, что как раз идут «оформлять зеленые стены в бизнес-зале».
Остался недоволен прохождением регистрации этот молодой человек. Правда, называть своё имя он отказался. Видимо, войдя в роль пассажира из Арабских Эмиратов, по сценарию назвал строительство отмыванием денег: «Лучше по сравнению со старыми. Но, если строите, сразу нормально постройте. Я пришел, думал, что будет круто и здорово. Зря пускают людей, когда все не достроено. Люди [сотрудники], которые настраивают, считают: "А ладно, прошел и прошел". Здесь теряешься. В любом международном аэропорту всё так настроено, "зеленый свет" — ты даже не смотришь на терминалы, а идёшь, куда надо. Все отточено на интуитивном уровне».
Первый рейс из нового терминала будет выполнен 27 декабря.
Фото: Артём Ленц, пресс-служба аэропорта «Красноярск» (6)
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS)