Разбираемся, почему один из районов города задыхается от вредных веществ
Странная история происходит в последнее время на правобережье. В одном из районов по утрам наблюдается очень сильное загрязнение воздуха. К полудню вредные вещества иногда рассеиваются, но затем ситуация повторяется вновь и вновь. Мы отправились в поездку по ночному городу, чтобы понять причину.
Взвесь вредных веществ фиксируют активисты сети независимых наблюдений за качеством воздуха. Идея расставить по городу датчики и выводить данные на сайт krasnoyarsknebo появилась у красноярца Игоря Шпехта в конце мая. Сейчас приборы установлены во всех районах, кроме Ленинского, Железнодорожного и центра.
С наступлением жары датчики в одном из районов города словно взбесились. Утром 28 июля прибор в Кировском районе показал сильное загрязнение: 83 микрограмм взвешенных частиц на кубометр воздуха. Притом что нормой, по словам активистов, считается 35 мкг. Утром 3 августа ситуация там повторилась: датчики показали 72 мкг. На следующий день воздух испортился в соседнем Свердловском районе, где с экологией всё должно быть неплохо — совсем рядом заповедник «Столбы».
Во всех случаях загрязнение происходит ночами и исчезает к полудню. При этом в остальных районах ситуация выглядит лучше. Мы решили проехаться с датчиком по ночному правобережью, чтобы найти источники загрязнений.
Особой экологичностью правобережье Красноярска никогда не отличалось. В годы войны вдоль железной дороги обустраивали эвакуированные заводы, возводился Красноярский завод цветных металлов, цеха Красмаша. Позднее к ним прибавились две ТЭЦ, «Красфарма» (известная в народе как «пеницилинка»). Старожилы припоминают, как в 60-х на рельсы Красраба выпадал чёрный снег.
Мы решили построить свой маршрут так, чтобы замерить показания вдоль оживленных трасс и у крупных предприятий. Чтобы не ввести никого в заблуждение, мы подъезжали на одно и то же место несколько раз в разное время. Мимо всех предприятий мы мерили воздух у проходных и чуть дальше — там, куда ветер уносил выбросы.
Отправляемся в поездку в полночь субботы. По городу вечером прошёл дождь. На часах 01:15. Мы начинаем наше исследование с сердца правобережья.
За спиной — оживленная магистраль, где днем проходят тысячи авто, перед нами — парковка. Однако прибор показывает приемлемый уровень загрязнения — 14 мкг.
Садимся в машину и движемся в сторону Предмостной. Профессор СФУ Рэм Хлебопрос в своих трудах называл этот участок одним из самых загазованных выбросами авто. Еще в 2010 году около Предмостной проходило 80 тыс. машин. Из-за этого, по данным учёного, концентрации бензапирена, оксида азота в разы превышают средние значения.
Следующая точка нашего маршрута — район «Красфармы». По пути наблюдаем за экраном прибора. На ул. Матросова и Свердловской прибор говорит, что воздух здесь похуже, чем на Красрабе, но некритично — 16 мкг.
Напротив большой парковки гипермаркета одиноко дымит труба. Ни на заборах, ни в справочнике 2ГИС нет никаких указателей о предприятии. Возможно, цех имеет какое-то отношение к «Красфарме», которая располагается рядом. Сейчас предприятие специализируется на выпуске антибиотиков и противотуберкулезных препаратов. У трубы датчик никакого загрязнения также не видит.
Не спеша едем по ночному Красноярску. Неожиданно в районе ХМЗ прибор начинает вести себя странно. Уровень загрязнения начинает расти.
Едем к скверику «Сказочный», который разбит перед корпусами химико-металлургического завода, и погружаемся в довольно странную атмосферу: район заполняет странный ритмичный шум.
По ощущениям, шум исходит из промышленнной территории в 70 метрах от 10-этажной «панельки», наглухо огороженной забором.
Датчик при этом повёл себя странно — его показания прыгали в диапазоне от 20 до 35 мкг.
Сейчас ХМЗ специализируется на выпуске гидроксида лития, производит известь, источники щелочных металлов. В годовом отчете акционеры завода отчитываются о росте прибыли, производства гидроксида лития, расконсервации цеха по производству извести.
Пояснить источник шума и странного тумана нам не смогли. В приёмной нам заявили, что часть руководства в отпусках, командировках, и посоветовали искать отдел техники безопасности.
Следующая точка — ТЭЦ-2. По данным краевого министерства природы, в прошлом году это предприятие выбросило в воздух 15,3 тыс.тонн загрязняющих веществ.
Весной красноярцы на митинге настаивали на газификации ТЭЦ. «Сибирская генерирующая компания», в свою очередь, запустила программу модернизации одной городских тепловых электростанций. Модернизация на 25 % снизит объем выбросов. Например, планируется установка новых электрофильтров, установка новых, более высоких труб.
Постояв несколько минут у ТЭЦ-2, мы заметили всплеск вредных веществ только в минуты, когда по дороге мчались грузовики.
Глубокой ночью мы подъезжаем к проходной Красноярского цементного завода. Открыв окно машины, сразу почувствовали довольно неприятный запах. Прибор показывает весьма ощутимый уровень загрязнения.
Примерно такие же значения датчик показывает, если ехать по дороге вдоль предприятия. Прошлым летом краевая прокуратура заявила: норма выброса по диоксиду азота превышена в 3,2 раза, оксиду азота — в 3,3 раза, оксиду углерода — в 19,6 раза. Тогда представители предприятия рассказали, что привели выбросы к нормам, установили новые газоанализаторы. Представители завода обещали нам прокомментировать итоги наших ночных замеров в районе предприятия.
Почти под утро мы подъезжаем к заводу цветных металлов. Датчик ведёт себя спокойно. Правда, за несколько километров от завода на одном из участков ул. Семафорной отдает резким запахом.
В 5 утра мы добираемся до ТЭЦ-1, старейшей в городе. Здесь прибор показывает одни самых высоких значений, однако и они не превышают норму в 35 мкг.
Основатель сети независимого наблюдения за воздухом Красноярска Игорь Шпехт хорошие показатели наших исследований объясняет погодой — именно в субботу вечером в Красноярске прошел дождь и поднялся ветер.
«Дождь и ветер снизили общую загрязненность по всему городу. Повышение вредных веществ в Кировском районе шло планомерно с 26 июля. 28-го числа оно достигло пика. Если бы поехали в субботу утром, вы бы увидели совсем другие значения. Весь город был покрыт дымкой», — говорит общественник.
По его словам, в Кировском и Свердловском районах находится сразу несколько крупных предприятий. И именно в жаркую и безветренную погоду здесь и наблюдается повышенное содержание загрязняющих веществ.
Фото и видео Артёма Ленца
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS)