Разбираем карьеру главного полицейского Красноярского края
Новый глава ГУВД края Александр Речицкий огорошил горожан градом неожиданных инициатив. Генерал раскритиковал край за зашкаливающие показатели «пьяной преступности» и предложил полностью запретить торговлю алкоголем по пятницам. Досталось и любителям тонировки: Речицкий признал штраф в 500 руб. слишком легким наказанием — теперь любителей тонировки будут сажать под арест. С первых же дней в кресле главного полицейского Речицкий показал себя крутым начальником: разогнал массовый рейд любителей дрифта. Источники в ГУВД признаются, что сами удивлены некоторыми инициативами главного полицейского: он ни с кем их не обсуждал и не согласовывал.
Мы решили внимательно изучить работу Александра Речицкого в других уголках страны, чтобы понять, каких еще шагов можно ждать от генерал-майора полиции.
Спецназовец с Дальнего: первые шаги и попытки увольнения
Нынешний глава ГУВД родился в 1964 году в маленьком сахалинском городке Макаров с населением в 7 тыс. человек. Горожане в то время в основном работали на шахте, местном ЦБК или занимались рыбным промыслом: в эпоху СССР здесь работало 5 рыболовецких колхозов. В 90-е большая часть этих предприятий закрылась.
Именно в это время Речицкий и начал работу в органах. О первых годах службы Речицкого известно немного. Сам он в интервью изданию «АиФ» вспоминал, что карьеру начал со спецназа:
«Никакой династии у меня нет. В профессию пришел интуитивно и начинал в спецподразделении».
На тестировании при приеме в органы будущий генерал так разволновался, что чуть было не забрал документы. Остановил полковник, бросивший фразу: «Не боги горшки обжигают».
В 1995 году Речицкий заочно окончил Хабаровскую высшую школу милиции (сейчас — Дальневосточный юридический институт МВД). В первые годы службы Речицкий снова порывался уйти из органов, даже писал рапорт: «[Писал,] cкорее всего, от внутреннего чувства обиды: есть идеи, но что-то не получается и нет поддержки». В итоге рапорт не приняли, а самого Речицкого через несколько лет отправили учиться в академию МВД. Генерал признавался, что именно там обзавелся массой знакомств и пережил жесткую «муштровку, как в школе»: позориться тройками перед коллегами сахалинцу не хотелось.
Громкие дела и скандалы на Волге
В середине 2000-х Речицкий служит в полиции Волгограда: 2 года руководит местным УБОПом. В криминальных новостях оперативники периодически рассказывали о задержании партий наркотиков, ловле проституток в гостиницах, поимке взяточников — инспекторов МЧС, судей, адвокатов.
Примерно в это же время по Волгограду прокатилась волна заказных убийств и загадочных исчезновений авторитетных предпринимателей. Местные СМИ писали тогда о переделе криминального мира. Представители областного ГУВД называли Волгоград «красным городом», где нет «воровских иерархий». Спустя несколько лет виновные в кровавых разборках предстали перед судом.
Летом 2008 года работу оперативников Речицкого жестко раскритиковал прокурор Волгограда Леонид Беляк. Как писали «КоммерсантЪ» и местные СМИ, прокурор заподозрил «руководство УБОП и УБЭП в искажении статистики». В прокуратуре планировали для решения проблемы идти к министру внутренних дел. Однако вскоре структуры УБОП были ликвидированы, Речицкий стал руководить местным центром противодействия экстремизму.
Совместно с ФСБ оперативники центра задерживали подозреваемого в вымогательстве боксера, накрывали подпольный завод боеприпасов. Местные СМИ и общественные фонды сообщали, что сотрудники Центра «Э» проводили беседы с протестующими дальнобойщиками, следили за порядком на «Русских маршах», пресекали работу сект. На этом поприще Александр Речицкий дослужился до заместителя главы областной полиции по вопросам борьбы с терроризмом.
29 декабря 2013 года взрыв на железнодорожном вокзале Волгограда уносит жизнь 18 человек, на следующий день 16 человек гибнет при взрыве троллейбуса. Ряд блогеров и изданий критикует работу центра «Э», вспоминая, как в 2012 году волгоградский оппозиционер якобы был арестован за фото рок-музыканта Кинчева с вытянутой рукой, требовал признать экстремистской песню «Каскадеры» в исполнении современной рок-группы.
Однако все эти обвинения не касаются Речицкого: еще в мае 2011 года тогдашний президент Медведев отправил его на Кавказ: руководить полицией Адыгеи.
Кавказ: война за дороги и с пьянкой
Окруженная со всех сторон Краснодарским краем, эта кавказская республика — один из самых маленьких регионов страны: площадь чуть больше Емельяновского района, население — вполовину меньше, чем в Красноярске.
Визитной карточкой правоохранителя стала борьба с разгульными свадебными кортежами, лихачами и пьющими водителями. После гибели в ДТП нескольких участников свадебного кортежа министр приказывает участковым плотно работать с загсами, вести беседы с молодоженами и узнавать у них маршрут свадебного вояжа. Позднее министр предлагал привлекать священников к разъяснительным работам с выпивающими за рулем, создал базу злостных нарушителей. Кончилось все созданием «свадебной полиции»: дорожные полицейские дежурили у загсов, сопровождали кортежи, ловили любителей ехать после свадьбы по «встречке».
Для борьбы с лихачами Речицкий развернул массовую установку камер фиксации, что, похоже, намеревается повторить и у нас в крае. В 2014 году Речицкий с гордостью объявил, что по вине лихачей в Адыгее произошло только 3 аварии. Статистика аварий, например за 2016 год, говорит, что число ДТП в республики упало примерно на 6 %.
Знакомый с ситуацией в республике экс-лидер кубанской федерации автомобилистов Роман Небыков ничего особенного в борьбе Речицкого с лихачами не видит и объясняет все региональной спецификой:
«В свое время, когда вышел закон о запрете тонировки, в Адыгее машины растонировали с ОМОНом. Может, Речицкий, приехав в Адыгею, и стал вести себя так же».
Впрочем, полностью искоренить тонировку Речицкий, похоже не сумел. В сообществах автомобилистов можно найти сотни фото из Майкопа с затонированными в ночь ВАЗами.
Судя по всему, не очень-то новой для Речицкого является и идея дня трезвости: еще в начале 2016 года он предлагал ввести в республике «день трезвости». В день защиты детей, когда по местным законам в республики запрещена торговля алкоголем, полиция рапортовала о поимке тех, кто торгует все-таки горячительным.
Отношения с подчиненными.
В отличие от бывшего главы краевого ГУВД Вадима Антонова, Речицкий в Адыгее охотно выступал перед журналистами: завел видеоблог на сайте полиции, разъезжал по районам, устраивал встречи с жителями на оживленных трассах. Даже итог своих первых 100 дней на Кавказе он решил поведать во время сплава по реке. В отчетах перед руководством Адыгеи он постоянно хвастался статистикой, по которой республика становилась едва ли не самым спокойным районом.
В первые же дни после назначения Речицкий заставил почти всех пройти детектор лжи, а сотрудников заставил еще и общаться с психологами: «Полиграф — машина, которую не обманешь.
Если в заключении… написана фраза: "Скрывает компрометирующую информацию о себе", — это становится предметом… проверки. Значит, полицейский может иметь какие-то "левые" имущественные доходы», —
заявлял министр. Одновременно с чистками местные СМИ регулярно писали о квартирах, которые МВД выдает сотрудникам органов.
Впрочем, не обходилось и без скандалов. Летом 2012 года 20-летний сын тогдашнего главы ГИБДД в центре Майкопа на скорости в 120 км/ч влетел в ВАЗ. Два пассажира отечественного авто скончались на месте, виновник аварии скрылся. По городу поползли слухи, что дело замнут. В итоге глава ГИБДД был переведен в другой регион, а его сын получил 3 года условно. При этом прокуратура настаивала на 4 годах.
Сам Речицкий, видимо, в память о годах в РУБОПе, частенько брал уголовные дела под личный контроль, а в интервью рассказывал, что настоящая элита полиции — опера. Впрочем, источник в республиканском МВД утверждает, что отношения с подчиненными на Кавказе складывались у министра не совсем безоблачно: уже через полгода после назначения заместителем он взял оперативника с прошлого места работы — из Волгограда. Однако массовой миграции сотрудников из Волгограда в адыгейский главк не случилось. На форуме полицейских Police-russia можно найти пару негативных отзывов о работе МВД: уволенные сотрудники судятся с полицией за восстановление, но прямо о Речицком ничего не говорят.
Финансы и увлечения
Как и у главы краевой полиции Вадима Антонова, доход Речицкого в 2015 году составил порядка 2 млн. Судя по декларациям, до 2010 года полицейский передвигался на Mitsubishi Challenger, в Адыгее личного авто у него уже не было. Во всех декларациях указывается, что Речицкий владеет парой лодок.
Сам полицейский в интервью изданию «АиФ» признавался, что обожает охоту и оружие: «Когда мужчина держит в руках ружье, он иначе себя ощущает. На охоте есть доли секунды до выстрела, за которые ты должен оценить ситуацию и риск. А риск всегда мобилизует мысль».
Фото ГУ МВД России по краю