Зарезавший одноклассника отправлен на обучение в спецшколу
В октябре история о жестком убийце-школьнике из Красноярска прогремела на всю страну. 13-летний Андрей А. из школы № 45зарезал бывшего одноклассника во дворе во время разборок. Мальчик истек кровью до приезда «скорой». На встречу с Андреем мальчик пришел, чтобы защитить маму-учительницу от оскорблений в соцсетях.
Дело мгновенно обросло жуткими подробностями. Подозреваемый в убийстве подросток был буквально помешан на компьютерных играх:под ником Killer в сети призывал к убийствам, снимал постановки избиений и погонь. Что теперь ждет молодого человека, приговоренного к отправке в необычное учреждение?
Близкие погибшего серьезно опасались, что убийца их сына в силу возраста не понесет наказания, однако суд решил иначе — ближайшие 2 года подросток проведет в специальной школе закрытого типа.
Сегодня в России насчитывается 2 десятка школ для малолетних преступников. Попасть в них могут несовершеннолетние от 11 до 18 лет, которые на момент преступления не могут нести уголовную ответственность. По российским законам, в закрытые спецшколы подростков отправляют суды, причем максимум на 3 года.
Официально эти учреждения подчиняются не ГУФСИН, а Министерству образования. Однако даже по документам видно, что жизнь там устроена почти как в колонии.
Парни и девушки содержатся в разных спецшколах, переписка и посылки просматриваются, выход за пределы школы запрещен, разрешение съездить на каникулы или на выходные нужно заслужить. За порядком следит специальная режимная служба.
В какое именно учреждение попадет убийца одноклассника, пока непонятно. Ясно лишь, что учиться подростку предстоит за пределами края. «В Красноярском крае таких учреждений нет. Ближайшие находятся в Кемерово, Бурятии, Алтайском крае и Омске. Распределяет детей по спецшколам Министерство образования страны. Мы только передаем заявку на формирование путевки», — рассказывает главный специалист краевого минобразования Татьяна Сотникова.
Число подростков из нашего края, ежегодно попадающих в режимные школы, специалист оперативно уточнить не смогла. В середине 2000-х чиновники отчитывались от том, что в закрытые школы попадает 30 детей-преступников. Судя по решениям судов, за годы эта цифра изменилась несильно. Только за последние месяцы в спецшколы было отправлено 3 подростка. Например, восьмиклассник из Балахты, вырастивший и продавший 1,5 кг конопли, семиклассник из Канского района, который избил одноклассника, забрал у него ключи от дома и обчистил квартиру.
Сайты ближайших к Красноярску спецшкол в Кемеровской и Иркутской областях жизнь в учреждении рисуют в самых радужных красках. На одинаковых, как под копирку, фото подростки позируют за партами, устраивают концерты, беседуют со священниками и выкапывают картошку.
При этом сами эти учреждения периодически сотрясают скандалы.
В 2010 году за массовое избиение воспитанников замдиректора Иркутской спецшколы получил 2 года условно. До этого несколько подростков ушли в самоволку. Выстроив 26 воспитанников строем, замдиректора устроил им допрос с избиением. В прошлом году в Свердловской области следователи заподозрили в издевательствах замдиректора местного спецПТУ. Этой осенью уголовное дело за избиения воспитанника завели на работника Пермской спецшколы.
В социальных сетях нам удалось отыскать 3 красноярцев, указавших на своих страницах учебу в спецшколах. Один из них на предложение рассказать о прошлом ответил нецензурной бранью, второй поспешил заявить, что «это какая-то ошибка», третий просто отказался от беседы.
Более разговорчивыми оказались жители других регионов. Сейчас живущий в Питере 24-летний Дмитрий в середине 2000-х провел несколько лет в одной из спецшкол: «Было все равно. Мне эта жизнь дала успехи. Живу сейчас как нормальный человек. Служил в армии? Вот там все так же».
По словам парня, в комнате он проживал вместе с несколькими подростками. Каждое утро начиналось с подъема, построения, зарядки. За провинности воспитанников заставляли дежурить на кухне, убирать территорию. Раз в несколько месяцев детей водили к психологу — «проходить тесты всякие, смотреть как исправляешься». «Такого, чтобы именно учителя били, вообще не было. От пацанов доставалось тем, кто посылками не делился, борзел. Ну и тех, кто наглый — сразу ломали: работать там не хотел, проблемы создавал», — вспоминает парень. По его словам, с некоторыми одноклассниками он до сих пор переписывается в соцсетях.
Часть читателей после новости про приговор 13-летнему убийце предположила, что учеба в таком учреждении вряд ли пойдет подростку на пользу. «Выйдет оттуда злой на весь мир с поломанной психикой… сформировавшимся уголовником», — гласит самый популярный комментарий. Судя по судебной практике, такие наблюдения не так уж и беспочвенны. С начала года в Красноярском крае осудили около десяти молодых людей, в прошлом проходивших учебу в спецшколах по решению судов. Судя по приговорам, после освобождения они попались на хранении наркотиков, мелких кражах.
Мать погибшего красноярского школьника отправку убийцы в спецшколу считает излишне мягким приговором:
«По нашим законам, хорошо, что хотя бы так. А вообще он шел намеренно убивать моего сына. Взял маску, приготовился. Я не знаю, что его ждет, когда он повзрослеет. Во время расследования его родственники даже не пытались связаться со мной».
В школе № 45, где учился приговоренный подросток, нам рассказали: после убийства Андрей А. обучался на дому и в школе не появлялся. Выполненные домашние задания учителям приносил его отец. Среди одноклассников ходят слухи, что семья специально спрятала парня из опасений расправы. В правоохранительных органах говорят, что у семьи Андрея А. есть еще 5 дней, чтобы обжаловать это решение.
Фото thinkstockphotos.com (1), kemerovo-special-school.ru (2), specshkola-irk.ucoz.ru (3)