Трогательная и грустная история произошла в Красноярске в середине мая. Одинокая женщина с 2 детьми и ипотекой родила третью девочку и решила отказаться от малышки. После помощи общественников она оставила ребенка себе. В десятках комментариев наши читатели восхитились неравнодушными людьми, радовались за семейное счастье малышки и искренне жалели маму, столкнувшуюся с такими проблемами. Специалист роддома рассказала нам, кто и почему отказывается от новорожденных крох, какую роль в этом играют мужчины и как женщин удается убедить не совершать ужасную ошибку.
Справка: Резяпова Надежда Геннадьевна — медицинский психолог родильного дома № 1 Красноярска. Родилась в ноябре 1974 года, окончила Уссурийский педагогический университет по специальности «Педагогика и психология». Мать троих детей, молодая бабушка.
Как вы впервые столкнулись со случаями отказа от малышей?
Мне было 19 лет, я родила свою первую дочь. Со мной в палате роддома лежала сверстница. Мне приносили ребенка на кормление, а ей нет. Я спросила, что с ребенком, и она ответила: «Я не хочу его кормить». Она планировала отказаться от малыша. Для меня тогда и возник вопрос: «Почему женщины решаются отказаться от ребенка?».
Слова той девушки сильно вас удивили?
Я была удивлена, что родители не увидели, что их девочка в положении. Она скрывала, и все вскрылось, когда за ней приехала «скорая помощь». В палате мы с ней долго беседовали. 3 дня ее никто не посещал. В итоге на 4-й день она сделала выбор и попросила принести ребенка для кормления.
Много ли мам сегодня решается на такой шаг?
По сравнению с 1990-ми тенденция идет на спад. В нашем роддоме в 2015 году в расчете на 1000 родившихся детей мамы планировали отказаться от 7 малышей, 5 мам пересмотрели свое решение. В 2014 году планировали отказаться от 8 детей. Из них 5 деток все-таки поехали домой.
Кто эти женщины?
Чаще всего это женщины от 28 до 38 лет.
Почему они идут на это?
Есть два основных мотива. Один — внутренний конфликт, когда какая бы ни была причина, побуждающая женщину принять решение отказаться от новорожденного ребенка, данный поступок является результатом и особой формой разрешения серьезного психологического конфликта за счет подавления одного из сильнейших природных инстинктов — инстинкта материнства. Корни этого глубокого конфликта идут из детства: психотравма, неблагоприятная среда, в которой воспитывалась девушка, нарушенный этап взаимодействия с собственной матерью в процессе воспитания и взросления.
Второй мотив связан с социальными проблемами: отсутствие жилья, денег, неприятие беременности со стороны родителей, молодых людей, категорический отказ мужа от ребенка. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения велика и очевидна. В большинстве случаев попытки отказа от ребенка связаны с социальными проблемами. Но даже в тех случаях у решившихся на такой шаг женщин можно наблюдать психологические дефекты.
Близкие женщин, их мужчины знают о том, что она решила родить и оставить ребенка?
Большинство этих женщин никому об этом не говорит. Кто-то может сочинить историю, что ребенок умер.
Мужчины этих женщин, получается, тоже не знают?
Как правило, у планирующих отказаться от ребенка нет мужчины. В большинстве случаев женщина решается на отказ от ребенка, когда мужчина, узнав о беременности, уходит. Девушка не понимает, куда идти с ребенком, как жить дальше.
Как это проходит? Когда женщина решается отказаться от малыша?
На стадии беременности или уже в роддоме. В женских консультациях прерывание беременности осуществляется на сроке до 12 недель. Если женщина обратилась в более поздние сроки, беременность не прерывается. Узнав о своем положении на позднем сроке беременности, когда ее нельзя прерывать, женщина испытывает стресс из-за нежелательной беременности. Специалисты женской консультации могут провести своевременную коррекцию нарушения готовности к материнству.
В нашей практике на этой стадии развития ситуации, после рождения малыша, ни одна мама, прошедшая через медико-социальную помощь, не отказалась от ребенка.
Также женщина может объявить о желании отказаться от ребенка или в родильном зале, или уже после родов. При женских консультациях женщина только говорит о своем желании оставить ребенка, это пока еще эмоции. В роддомах это уже осознанное решение и действие. Там мама объявляет о том, что не будет кормить ребенка и будет писать отказную. Принятие решения оставить своего ребенка у многих женщин сопровождается чувством напряжения, вины и собственной греховности.
То есть даже не видит его?
Из тех, кто планирует отказаться от ребенка, только единицы могут подойти к ребенку, покормить. Большинство не подходит. Это своего рода психологическая защита, попытка подавить материнский инстинкт, подавление мысли «Как я с этим буду жить?», нежелание что-либо изменить.
Какая помощь оказывается этим мамам? Какие предпринимаются действия?
Когда беременная женщина только встает на учет, врач определяет, не принадлежит ли она к группе риска. Это одинокие мамы, незамужние женщины, те, кто стоит на учете в полиции, лишены родительских прав, нежелательная беременность и т.д. Иногда врач смотрит и на внешний вид, по которому возможно понять, что беременная женщина находится в трудной жизненной ситуации. При составлении индивидуальной карты по беременности врач направляет женщину в медико-социальный кабинет, где она получает консультацию социального работника, а также проходит психолога, который выделяет тестированием, беседой ее стиль переживания беременности.
Для женщин, которые планируют отказ от ребенка, назначается медико-социальное сопровождение (коррекция материнской готовности и социальная помощь). Если об отказе говорится уже в роддоме, с девушкой начинает работать психолог, затем социальный работник и юрист по необходимости.
Был один яркий случай. К нам обратилась женщина с третьей беременностью. Она была одинока, жилье было съемное. И на первом плане были именно социальные проблемы. Как одной воспитывать троих? Был страх, что, родив ребенка, она не справится, ей придется сразу выйти на работу, чтобы снимать жилье.
Мы оказывали психологическую поддержку, работали на отражение материнских чувств. Старались показать, какие прекрасные чувства приносило раньше рождение детей, материнство, старались показать, что не так все страшно. У нас с ней было 3-4 встречи. Ну и, конечно, оказывали социальную помощь.
То есть психологической поддержкой дело не ограничивается?
Конечно. Кроме психологов с мамами общаются врачи, социальные работники, юристы. Вообще нам очень помогают благотворительные организации: Фонд Людмилы Пимашковой, центр «Источник жизни», центр «Эдельвейс» и многие другие фонды социальной помощи семье и детям.
У нас был один случай, когда мы подключали даже юриста. Женщина воспитывала 2 детей, работала в банке, зарплата позволяла взять ипотеку. В гражданском браке она забеременела третьим ребенком. Сначала сожитель обрадовался, но на 5-м месяце передумал и просто ее оставил…
Скоро декретный отпуск. Женщина не понимает, как выплачивать ипотеку, скопился долг. Она родила и планировала отказаться: так, чтобы никто этого даже не знал. Нам нужно было принять меры, выиграть время на 5–6 месяцев, чтобы роженица могла встать на ноги и выйти на работу. Мы рисовали с мамой таблицу S.M.A.R.T., где прокладывали шаги, которые нужно делать ежемесячно в течение 5–6 месяцев строго по плану. Своего рода рисовали ближайшее будущее.
Социальный работник писал ходатайство в органы опеки и попечительства и в социальную защиту населения с просьбой о помощи. К делу подключился юрист, который урегулировал отношения с банком. Фонд Людмилы Пимашковой помог нам собрать вещи для ребенка до полугода, появились коляска, кроватка. Все это время женщина лежала в роддоме, и когда увидела выход, то изменила решение.
Как ведут себя дети, пока их мама решает — оставить или отказаться?
Все детки, от которых отказываются мамы, ведут себя очень тихо. Они переживают эту ситуацию вместе с матерью. Остальные малыши возмущаются, когда неудобно лежать или мокренькие, голодные. Детки-отказники молчат, как будто всё чувствуют. Когда мама меняет решение и к ней приносят ребенка, младенцы оживают, сразу же ищут ее взгляд, включается поисково-сосательный рефлекс — поиск маминой груди.
После того как женщина меняет решение, кто наблюдает за ее дальнейшей судьбой?
По каждой женщине, которая отказалась или планировала отказаться, информация передается в органы опеки и социальные службы. Если женщина забирает ребенка, мы направляем письма о содействии и патронаже в социальные службы. Со многими мы находимся на телефонной связи.
Кто легче отказывается от идеи оставить ребенка? Уже рожавшие? Или молодые девушки?
Это очень индивидуально в любом возрасте. Очень сложно прийти к решению отказаться от ребенка. Каждая женщина испытывает стресс, внутреннюю подавленность, пустоту. Женщина лишается образа будущего. И конечно, чувство вины. Со стороны женщина может выглядеть спокойно, но это своего рода маска — это ничего не говорит о ее внутренних переживаниях.
Большую роль играют родители рожениц, матери. Если мама роженицы поддерживает желание роженицы отказаться от своего ребенка, женщина, скорее всего, так и сделает. Очень бы хотелось, чтобы родители, мамы не только требовали, но и любили своих детей без условий. Принимали такими, какие они есть. И если ситуация дошла до отказа, то они понимали, что надо вместе пережить, вместе нести груз ответственности за сложившуюся ситуацию, научить их другой модели поведения. Проявлять сострадание, милосердие и быть благодарными своим детям за внуков и внучат — ведь они продолжение рода.
Бывает ли так, что мужчина заставляет женщину отказаться от ребенка?
Это единичные случаи. Муж с женой развелись, с женщиной осталась 3-летняя дочь. У женщины появился новый мужчина, и дело шло к новой семье. Но затем в семью вернулся супруг. Женщина вернулась к первым отношениям. А потом узнает, что она беременна от второго мужчины. Муж потребовал, чтобы она отказалась от ребенка, угрожал забрать дочь. В итоге она отказалась. Выбрала первого ребенка, мужа и, как ей кажется, семью.
Что чувствуете, когда женщина после всех ваших усилий все-таки отказывается от ребенка?
Горечь и сожаление. Мне очень жалко деток. На них больно смотреть. Я подхожу к ним, общаюсь. Если мама отказывается, я прошу у них прощения за маму и всегда проговариваю: «Ты вырастешь, будешь сильным и ее простишь».
Антон Понарин
Фото thinkstockphotos.com (1), автора (2)