Министр культуры края Елена Мироненко на прошлой неделе предложила покинуть свой пост 65-летнему Михаилу Шубскому, возглавлявшему Красноярский музейный центр последние четверть века. Сотрудники музея, узнав об этом, написали открытое письмо на имя президента РФ Владимира Путина с требованием не увольнять их директора. Пока соцсети кипели от возмущения, а музейщики собирали подписи, министр поставила точку в скандальной истории — на место Шубского назначена 27-летняя сотрудница музея Мария Букова. НГС.НОВОСТИ поговорили с новым директором музейного гиганта о кадровых перестановках и перспективах вверенного ей детища.
Справка: Букова (Ильбейкина) Мария — родилась 14 апреля 1988 года. Выпускница СФУ 2010 года, искусствовед, кандидат философских наук. Также — преподаватель СФУ и главный редактор интернет-журнала tagabout.ru. Замужем, детей нет.
Когда вы узнали о назначении? Вам предложили стать директором или просто поставили перед фактом?
Предложение поступило 19 января. Меня Елена Николаевна (Мироненко, министр культуры края. — М.К.) к себе пригласила, сказала, что Михаил Павлович уволен и на время нужен и.о. директора. Меня не ставили перед фактом, дали сутки на раздумье — но долго не думала, там же, в кабинете, согласилась. Приставка «и.о.» актуальна до 1 февраля.
Как отреагировал коллектив?
Коллектив, конечно, был в шоке! Все рты разинули, но обрадовались — сказали, что это лучшее решение. Если вы намекаете на то, что не было ли какого-то конфликта по поводу того, что подписывали петицию — а это делали все сотрудники, и я в том числе, — то тут речь идет не о том, что все были против любого человека, кроме Шубского. Нужно было понять, кто именно его заменит. А я же свой, музейный, человек — чего на меня злиться-то…
Как вы объясните такой шум вокруг увольнения Шубского?
Ну, наверное, это связано с той ролью, которую играл Михаил Павлович для этого города и тем, что была написана петиция. Работники очень эмоционально отреагировали, потому что отношения с директором у нас строятся не по принципу «я директор, а ты подчиненный» — здесь друзья, которые делают общее дело. А люди начинают все грести под одну гребенку: мол, сейчас, за ним всех пенсионеров на покой отправят, а все их заслуги в угол!
Кто еще претендовал на должность директора музея? Известно, что Наталье Сипетой прочили эту должность, еще одна красноярская художница рассматривалась министерством. Выбрав вас, ведомство пошло на компромисс из-за скандала?
Слышала тоже такие разговоры, но не вправе вступать в эту полемику и думать, кто дурак, кто что выдумал и сочинил. Министерство приняло такое решение — значит, это то, что нужно. А выдумать на самом деле можно все что угодно.
С нынешним министром культуры Еленой Мироненко вас связывают дружеские отношения?
Нет, не связывают. И папа мой не олигарх, и диссертацию сама писала, и муж мой, между прочим, не какой-то бизнесмен — обычный дизайнер.
Когда пришли в КИЦ и чем именно здесь занимались?
Пришла сюда в 2011 году научным сотрудником — самое низшее творческое звено. Тогда Михаил Павлович и Сергей Леонидович [Ковалевский] — директор и арт-директор — обратили внимание на выставку, которую я предложила музею, и пригласили меня на работу. Почти 5 лет курировала работу выставочных площадок.
Что изменится с новой должностью?
До вчерашнего дня я заведовала выставками, и жилось славно без всех этих проблем. Если раньше могла себе позволить уйти с работы в 19:00, то теперь этого точно не получится. График изменится до совершенно неузнаваемых высот. От части побочной работы — главред интернет-журнала, преподаватель — придется однозначно отказаться. Беззаботная культурная жизнь кончилась — впереди вагон бюрократических забот.
Минкульт рекомендовал обратить пристальное внимание на менеджмент, на организацию работы. То есть систематизировать все процессы, происходящие внутри музея. Хотя мне близок подход этакого организованного хаоса — когда люди не ходят по струнке, а у них есть возможность себя проявить. Буду искать компромиссы.
Сколько получали до этого и сколько будете получать сейчас?
Про свою директорскую зарплату пока ничего не знаю — еще не готовы документы. На прошлой должности выходило 25 тыс. в месяц.
Как сегодня чувствует себя музей? Что с посещаемостью? Ведь, по сути, заполняется музей несколько дней в году — когда проходят Музейные ночи да биеннале, а в остальное время по большей части пустует…
Есть проблема с посетителем. Даже когда привозим классные выставки — люди приходят лишь в день открытия. Но проблема не в том, что люди к нам не ходят, а в том, что мы не предлагаем им сюда прийти. Ведь событие — это сама выставка, а не только ее открытие, и нужно постоянно подогревать зрителя новыми формами — лекциями, мастер-классами. Вот эту составляющую нам еще предстоит развить.
Что сделаете в первую очередь?
В голове полный сумбур. Нам нужно поработать с виртуальным образом музея в соцсетях, на сайте. В ближайших планах есть создание новой линии по развитию навигации внутри музея, по развитию зон, где можно отдохнуть и согреться — не секрет, что у нас в музее довольно прохладно. Площади гигантские — очень сложно поддерживать комфортный температурный режим. Мы сделаем так, что даже если заблудишься в музее — можно будет взять пледик и поспать на уютной подушке.
В последние дни у людей появился интерес к музею — во многом благодаря всей этой истории со сменой руководства. И хотелось бы, чтобы посетители сами стали диктовать нам или советовать, что бы они хотели здесь увидеть. Поэтому самое первое — это обратиться к самому посетителю. Хотите вы здесь увидеть шикарный ресторан или уютную зону с ковром и телевизором — все что угодно можно писать, мы будем читать. Но сразу предупрежу — я никогда не буду здесь делать выставки восковых фигур или какие-нибудь арт-базары.
Ну вот есть же у вас выставка самоцветов…
Ее больше не будет.
Какой все-таки у музея формат?
В большей степени мы ориентируемся на современное искусство — мы от этого никуда не уйдем. Но это не только какие-то там инсталляции — есть у нас театр, например. Появилась сцена современных искусств, привозятся разные экспериментальные режиссеры.
Красноярское современное искусство — это Василий Слонов?
Не только. Алексей Мартинс, например, — художник, номинант премии Кандинского этого года. Если хотите, это Виктор Сачивко, Андрей Поздеев даже. Просто Слонов наиболее на слуху — он человек неглупый и очень тонко чувствует тренды, люди хотят его обсуждать.
Культура должна быть бизнесом?
Если я буду отвечать вам как 27-летняя девушка-искусствовед Маша, то, безусловно, нет. А если говорить с позиций и.о. директора музейного центра, то надо понимать, что не в сказочном мире мы живем и от коммерции никуда не уйти. Приносить средства на свое дальнейшее развитие она, конечно, должна. Сидеть и ждать подачек из бюджета и рассчитывать лишь на них — это лучше сразу себе ямку выкопать. Тупиковый путь.
В погоне за заработком музеи активно раздают свои площади арендаторам. КИЦ не исключение. Но от этого надо уходить — иначе музей потеряет свою идентичность. Будем зарабатывать билетами, интересными услугами. Но на то, чтобы делать хорошие классные выставки, денег нет. Поэтому приходится думать, как выстраивать работу с партнерами.
Выглядит сейчас музей, мягко говоря, непривлекательно. Будет ли здание ремонтироваться?
Наш сбитый фасад никому покоя не дает. Ремонт должен быть. Но вряд ли в этом году — времена кризисные, не все так просто.
Максим Косов
Фото Артема Ленца