Странный туман в очередной раз окутал Красноярск в пятницу, 4 декабря. В конце ноября горожане уже наблюдали такое явление, однако в этот раз всё сопровождалось низким пугающим шумом. В «005» сообщили, что причина явления — выброс пара красноярскими ТЭЦ. Корреспондент НГС выяснил, что же произошло на предприятии, какие вещества содержатся в них и почему главным виновником странного тумана являются не предприятия, а река Енисей.
4 декабря с 20:30 дымку можно было заметить у ТРЦ «Планета». В 21:30 плотный туман сгустился над всей Мичурина: с балкона 4-го этажа было не видно даже припаркованных во дворе авто. В воздухе стояла вонь, похожая на запах от горящих опилок, и слышался низкий гул, напоминающий работу турбины.
К ночи испуганные красноярцы выложили в соцсети снимки туманных Бугача, «Северного», «Покровского», Николаевки. Выяснилось: странный гул на протяжении 1,5 часов слышали на Красрабе, Вавилова, «Взлетке». Часть горожан жаловались на сильный запах, кто-то уверял, что вони не было.
Наши читатели к таким объяснениям отнеслись с сомнением: «Только пар-то какой-то сильно вонючий в "Северном". Форточку открыла в 6 утра и задохнулась», «Странное самочувствие после этих выбросов пара», «Ехали по Вавилова, был дикий туман, открыли окна в машине и пахло какой-то кислотой».
Что можно найти в парах красноярских ТЭЦ, показывают итоги проверки природоохранных прокуроров. Мероприятие проходило в начале 2015 года, однако о его итогах ведомство отчиталось только 4 декабря. На ТЭЦ-2 (Свердловский район) содержание диоксида азота и оксида азота в 1,2 раза превышало допустимые значения. На ТЭЦ-3 в «Зеленой Роще» выявлены аналогичные нарушения.
В проекте схемы теплоснабжения Красноярска приводятся подсчеты экологов: в год красноярские ТЭЦ и котельные выбрасывают в воздух города 25 тыс. тонн диоксида азота, около 4 тыс. тонн оксида азота, примерно 40 тыс. тонн диоксида серы. По данным Красноярскстата, за 1-е полугодие 2015-го общее число выбросов от всех предприятий в небо над краем выросло примерно на 13 %.
Сегодня за качеством воздуха в городе следят сразу две структуры. Красноярский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС) забирает пробы воздуха в лаборатории с 8 постов (Сурикова, Тельмана, Матросова, Кутузова, Чайковского, Красномосковская, Солнечная и Минусинская). Краевое министерство природных ресурсов имеет 5 пунктов наблюдения (Кубеково, Березовка, «Черемушки», «Северный», «Солнечный»). Там специальные пробы воздуха берутся и анализируются на месте.
На сайте минприроды krasecology.ru говорится: 5 декабря в воздухе в «Северном» и «Черемушках» было зафиксировано почти 3-кратное превышение допустимых значений оксида углерода. Представитель ведомства Мария Хлыстунова ничего страшного в этом не видит: «У нас критическими считаются "высокое загрязнение" и "экстремально высокое", когда выбросы превышают предельно допустимые концентрации в 5–10 раз. Превышения в 1,7 или 2,2 раза считаются незначительными и не критическими».
Представитель Красноярского ЦГМС Наталья Шленская также заявила, что «высокого загрязнения воздуха за последние 2 недели не зафиксировано», «жалоб от горожан не поступало». На сайте ведомства говорится, что на выходных только пост в районе ул. Чайковского зафиксировал превышение доли этилбензола. Содержание в воздухе соединений азота, которые раньше прокуроры находили в выбросах ТЭЦ, не превышало допустимых значений.
Красноярские энергетики появление странного тумана с работой городских ТЭЦ не связывают. «В пятницу вечером на Красноярской ТЭЦ-2 проходило штатное мероприятие — растопка котла № 4. От него действительно мог наблюдаться шум, сброс в атмосферу пара был и составил 100 тонн в час. Это очень мало, и это не промышленные выбросы», —
заявили в пресс-службе «Сибирской генерирующей компании». В СГК добавляют: все нарушения с вредными выбросами, которые выявили прокуроры, были устранены сразу же после проверки.
Профессор кафедры экологии и природопользования СФУ Юрий Григорьев в появлении странного тумана винит пришедшее на выходных потепление. Если теплый воздух «идет поверху», более холодный воздух у земли не может подняться. Город оказывается под колпаком. Вредные вещества концентрируются в каплях тумана и не могут рассеяться.
По мнению эксперта, выбросы пара ТЭЦ могли усугубить положение: «Это незначительное количество, когда все смешивается с большим количеством воздуха. А если все стоит? Не рассеивается? Все уходит под ту самую подушку, под которой мы находимся и которой мы дышим. Это останется здесь».
Эксперт не исключает, что в эти дни в воздухе Красноярска могло образоваться вредное соединение, которое синоптики даже и не отслеживают:
«В тумане концентрируются вредные вещества, они вступают между собой в реакцию и может получиться какой-то другой продукт. Синоптики следят за качеством воздуха по примерно 10 приоритетным загрязнителям. Новые вещества могут оставаться "за кадром", но мы-то их чувствуем».
Главным же виновником тумана Юрий Григорьев считает Енисей, который перестал замерзать в черте города после запуска Красноярской ГЭС — именно его испарения и впитывают большую часть городского смога. «Чтобы река замерзла, нужно чтоб она текла ровными слоями, но при падении с плотины Енисей взмучивается, перемешивается, идет почти вертикальным столбом», — отмечает профессор.
Антон Понарин
Фото Артема Ленца