На создание своей 4-й полнометражной ленты у Андрея Звягинцева ушло 2 года, впервые фильм был показан в мае прошлого года в Каннах. Главный герой пытается спасти дом от сноса, но в этом замешан мэр. Друг мужчины, адвокат из Москвы, пытается шантажировать чиновника компроматом, но его избивают, и чиновник с пистолетом в руках заставляет его уехать. В свободное от разборок и выпивки время чиновник ведет беседы с церковным иерархом. Герой же узнает, что его друг-адвокат и жена — любовники, но прощает ее. Вскоре женщину находят мертвой, и потрясенного мужчину судят за ее убийство. В последних кадрах иерарх читает проповедь в церкви, которую возвели на месте дома разрушенной семьи.
В кинотеатрах Красноярска 5 февраля стартовал показ ленты «Левиафан». Последнее творение Андрея Звягинцева получило целый букет зарубежных премий, однако на родине оказалось в центре яростных споров. «Оружие массового поражения», «антирусский», «антигосударственный фильм» — так охарактеризовал картину в своем блоге глава Ассоциации православных экспертов РФ Кирилл Фролов. Министр культуры Владимир Мединский в интервью «Известиям» заявил, что «фильмы, которые не просто заточены на критику действующей власти, а откровенно ее оплевывают <…> не должны за счет налогоплательщиков финансироваться». Корреспонденты НГС.НОВОСТИ отправились в кинотеатры, чтобы выяснить у зрителей, считают ли они фильм клеветой на Россию.
По наблюдениям корреспондентов НГС.НОВОСТИ, залы с «Левиафаном» не были особенно многолюдными — никаких тинейджеров и попкорна. Публика из сумрака выходила погруженной в себя и несколько молчаливой. 28-летний Егор буквально выскочил из зала «Киномакса», едва заиграла музыка. Молодой человек тер глаза, старался не смотреть в камеру и был очень взволнован: «Очень тяжелый фильм, очень. Отчасти показанное в нем — правда, хотя и не бывает, чтобы сразу все вот так навалилось… И снимать такие фильмы надо, и смотреть, очень влияет на людей. Что именно в нем? Не хотел бы говорить. Это личное, извините».
57-летняя Татьяна пришла на фильм, потому что «в нем показан сегодняшний день, как бы мы этого ни хотели». Тему противостояния маленького человека и нечистоплотного чиновника женщина не склонна считать оторванной от жизни режиссерской фантазией: «Я знаю глубинку, такое встречается часто, если взять юг края, север. Быт (с нецензурной бранью, обилием спиртного. — А. П.), возможно, утрирован, но все равно такое имеет место быть. Я человек верующий, но не считаю, что Звягинцев как-то оскорбил чувства верующих. Он отразил место церкви в настоящее время. Такие фильмы обязательно нужно смотреть».
24-летняя работница фитнес-центра Елена пришла на премьеру по совету своей свекрови и также ничего «антирусского» в ленте не усмотрела. «Понравилось, как церковь в нем прикрывает всю ситуацию», — поделилась она впечатлением от увиденного.
Первый разгромный отзыв корреспонденты НГС.НОВОСТИ услышали от работника «Киномакса» Александра, с которым разговорились, коротая время в ожидании зрителей: «Фильм серый, красок мало, обычное российское захолустье». Однако на эстетике все претензии 23-летнего парня и заканчиваются. Сюжетную линию о «чиновнике, который действует в своих интересах» он считает довольно «правдивой». Не видит парень и признаков того, что режиссер намеренно сгустил краски, «заставив» жену героя переспать с его лучшим другом: «Этим подчеркнули, как оно на самом деле есть, что ничего не сгладили».
30-летнюю посетительницу «Луча» Татьяну после просмотра приятно удивило, что «такой фильм о чиновниках вышел в прокат». Отношения церкви и государства, изображенные Звягинцевым, девушка считает «правдой жизни»: «Что именно хотели сказать? Что чиновники грехи искупают тем, что строят церкви? Что у нас попы все ездят на дорогих автомобилях? Я во все это верю. Есть у нас такое в России. Я человек верующий, но мне в нашей церкви тяжело. Судя по тому, какие у нас храмы, как у нас реагируют, если, не дай Бог, вы в брюках зашли… Я считаю, что такие фильмы нужно показывать».
Татьяна, 42 года. Пришла на фильм, начитавшись о нем гневных отзывов, однако в ленте увидела не очернение, а «тоскливую нашу обыденность». «Как показано в фильме — живет половина страны. Для меня этот фильм даже не о противостоянии власти и маленького человека, а о том, как мы сами портим себе жизнь и уродуем ближних». Бурную реакцию критики, по ее словам, могла вызвать своеобразная позиция режиссера, который «никого из своих героев не любит, никому не сочувствует».
«Показано все очень реально. Именно так и пьют, пьют те, кто мог бы поднять Россию. У меня только один вопрос к Звягинцеву: почему он не оставил надежду? Он не видит и нам ее не дает, мы ее тоже не видим», — делится впечатлениями после просмотра корректор Ирина Семеновна. Нападок на православие в фильме женщина не увидела, поскольку показан в нем и священник, который «не обласкан властью, не имеет роскошной церкви и сам ходит за хлебом». По мнению женщины, критические фильмы, подобные «Левиафану», следует снимать для молодежи, чтобы те «видели что-то кроме глянцевости».
Дочери Ирины Семеновны — школьницы Наталья и Ангелина — свое отношение к фильму выразили так: «Страшно, потому что показывают правду. Главное не то, что люди в этом кино пьют, а то, что власть пренебрегает своими полномочиями. Снимать такие фильмы нужно, потому что фильмы о том, как все хорошо, одурманивают разум».
У некоторых зрителей просмотр «Левиафана» пробудил литературный талант. «Циничной <…> пародией на русский православный епископат <…> издевательством над властью и святым русским православием» назвали в открытом письме самарские общественники образ архиерея из фильма, созданный их земляком, — режиссером Валерием Гришко. В письме общественники возмущались: почему актер получает деньги из бюджета и снимается в таких фильмах. Красноярский священник Петр Боев идею запретить фильм считает странной: «По этой же логике из-за Легенды о Великом инквизиторе нужно было запретить «Братьев Карамазовых» Достоевского. Фильм «Левиафан» — о том, как человек может заплутать, потеряться. На протяжении последних 20 лет было очень мало фильмов, способных так всколыхнуть. Мне кажется, это фильм-предупреждение: мы можем что-то проморгать и прийти к ситуации видимого благочестия».
Антон Понарин
Фото filmz.ru (1, 10), Ольги Ярцевой (2–9)