Спустя 5 лет запустения ТРК «Огни» сменил вывеску и открылся как «КомсоМОЛЛ» — в центре города появился первый крупный торговый центр. Эксперты считают, что новый ТРЦ сможет успешно конкурировать с «Планетой», только запустив неизвестные горожанам магазины. Собственники обещают покорить красноярцев еженедельными бесплатными выставками, пляжем и рестораном на крыше, первым продуктовым гипермаркетом «не на окраине». Однако сейчас комплекс выглядит полупустынным, а состав заявленных брендов не отличается от предложений других ТРЦ.
В пятницу, 29 ноября, в центре Красноярска в здании бывшего ТРК «Огни» начал свою работу новый торгово-развлекательный комплекс «КомсоМОЛЛ». Решение возвести торговый центр площадью 60 тыс. кв. м прямо на выезде из центра было принято еще в начале 2000-х годов. К 2008 году компания StroinRos завершила строительство, под новый год ТРЦ «Огни» распахнул свои двери, однако уже через несколько месяцев вынужден был их закрыть по требованию краевого стройнадзора.
В течение двух лет StroinRos пытался безуспешно запустить проект, пока здание не отошло к Сбербанку России, в свое время выдавшему кредит 500 млн руб. на строительство. Все это время фасад закрытого ТРЦ украшали выцветшие баннеры, летом его парковка превращалась в площадку для уличного баскетбола, а стены здания использовались для трансляции фильмов первого в городе кинотеатра под открытым небом. В 2013 году компания DVI Group положила конец кино и играм, выкупив объект у Сбербанка. На открытии «КомсоМОЛЛА» президент DVI Group Вячеслав Каминский сумму покупки объекта разглашать не стал, заявив лишь, что «спроектированный 7 лет назад объект по-прежнему эффективен».
По подсчетам специалистов компании, за счет расположения в самом центре города в будни «КомсоМОЛЛ» будут посещать до 20 тыс. человек в день.
Так, на 1-м этаже посетителей ждут салоны связи «Связной» и МТС, парфюмерный салон «Л'Этуаль», ювелирные салоны Unzo и «Адамас». На 2-м этаже — привычные вывески магазинов одежды и обуви, таких как O'Stin, Incity, Puma, Tatuum, «Эконика», «Мосье Башмаков».
Прогулка по торговому центру в пятницу, 29 ноября, показала, что значительная часть уже знакомых красноярцам магазинов к открытию только готовится — некоторые площади стоят пустыми, часть завешены баннерами «открытие в декабре» и «открытие в январе». Глава DVI Group Вячеслав Каминский к подобному положению вещей отнесся спокойно: «Центр будет заполнен магазинами на 70 % в течение декабря. Везде, в какой город бы вы ни приехали, вы увидите стандартный набор арендаторов. Но наш торговый центр будет все-таки ярче».
Ту же мысль автору высказал и советник президента DVI Group по маркетингу и стратегии Дмитрий Патрацкий. «В Красноярске нет переизбытка современных торговых центров. Мы хотим повысить качество городского шопинга, показать, что это может быть не только пустое хождение по бутикам, сделать так, чтобы, приходя сюда люди, по-хорошему удивлялись. Мы растянули открытие на несколько месяцев. Новые магазины будут появляться каждый день», — говорит маркетолог. По его словам, сделано это будет за счет «вещей, где тратить деньги будет необязательно»: бесплатных фотовыставок, мастер-классов, пляжа на крыше центра с видом на Енисей, поездок специального автобуса, предлагающего горожанам немедленно расстаться со старыми вещами и переодеться в новые бренды.
Другим преимуществом «КомсоМОЛЛа» его руководители назвали уже открытые боулинг-клуб на 28 дорожек (средний чек — 500–550 руб. за игру), киноцентр «Киномечта» на 8 залов (цена билетов — от 150 до 250 руб.) и первый продуктовый ритейлер в центре города — гипермаркет «Наш».
Руководство этих заведений также поведало, что не опасается острой конкуренции с другими игроками рынка. По мысли директора департамента рекламы компании «Седьмой континент» Вероники Мельниковой, гипермаркет «Наш» покорит красноярцев почти еженедельными акциями на 1,5 тыс. наименований товаров. А вице-президент компании «Созвездие развлечений» Дмитрий Огурцов и вовсе заявил, что кинотеатр будет оборудован системами, которых нет ни у одного кинотеатра города. По словам г-на Огурцова, один из залов кинотеатра сейчас обустраивается системой Dolby Atmos, которая сделает звук максимально живым за счет расположенных по всему залу динамиков. В итоге, «если в кино идет дождь, то зрители чувствуют, что он идет не где-то, а над головой».
Не разделил оптимизма владельцев «КомсоМОЛЛа» генеральный директор компании «Русские инвесторы — Сибирь» Валентин Богомилов. По мнению эксперта, открытие с одновременным запуском продуктового гипермаркета и сферы развлечений безусловно увеличит посещаемость магазина, например, многие горожане будут заезжать в гипермаркет по пути с работы или на выходных. Однако ключевым слагаемым успеха должна стать линейка уникальных брендов.
«Выделиться среди других торговых центров новый игрок может только составом арендаторов. Первоначально «Огни» по составу брендов были копией «Планеты». «Июнь», запущенный в то же время, не повторил этой ошибки.
Насколько я знаю, «КомсоМОЛЛ» в других городах тоже работает в среднем ценовом сегменте», — рассуждает г-н Богомилов. Оценивать транспортную доступность открывшегося центра эксперт не стал, лишь отметив, что он проектировался во времена, когда «транспортные потоки были меньше».
Специалист по транспортному планированию института «Красноярскгражданпроект» Максим Силкин полагает, что открытие ТРЦ не ухудшит сложную ситуацию с выездом из центра по ул. Белинского. «Любой торговый центр оказывает лишь косвенное влияние на уровень пробок. Например, пробка в этом районе собирается не на Белинского, а выше, в районе медакадемии. И связана она с тем, что существующая ул. Аэровокзальная узка, а расширять Партизана Железняка некуда», — говорит г-н Силкин. По его словам, единственное, что может ухудшить проблему на ул. Белинского, — появление светофора с парковки «КомсоМОЛЛа» на 700 мест.
Президент DVI Group Вячеслав Каминский не раскрывает срок окупаемости объекта, однако утверждает, что за год от «КомоМОЛЛа» в бюджеты города и края поступит налогов до 300 млн руб.
Антон Понарин
Фото автора