6 июня, 9:30. На крыльце школы № 76 на ул. 60 лет Октября толпятся 290 учеников из 15 школ Красноярска. Они приехали сдавать ЕГЭ по английскому языку и физике, так как в своей школе сдавать ЕГЭ запрещено. За полчаса до экзамена жажда знаний неиссякаема.
27 мая выпускники красноярских школ начали сдавать единые государственные экзамены. Восемь школьников выгнали из классов за использование мобильников, а 5 июня ответы на экзамен по физике всплыли в интернете. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ решили собственными глазами увидеть, что же такое ЕГЭ, и отправились в обычную среднюю школу. Несмотря на тотальный контроль, школьники прячут шпаргалки в самых необычных местах, несут с собой на счастье фамильные талисманы и от волнения забывают, куда же они планируют поступать.
Атмосфера секретности и тотального контроля чувствуется с порога. Школьники распределены по кабинетам специальной программой министерства образования. Конверты с бумагами организаторы ЕГЭ вскрыли только в то утро.
Сама школа на один день превратилась в пункт проведения ЕГЭ, со своим, особым режимом: на каждой стене предупреждающие объявления, все неиспользуемые помещения опечатаны, персоналу школы запрещено находиться в помещении.
Учеников встречают педагоги других школ города. Их подобрали так, что среди них нет ни одного преподавателя физики или иностранного языка. Возможность подсказки сведена к минимуму.
Экзамен по физике длится 3 часа 55 мин, по иностранному языку – 3 ч. Почти все экзаменуемые запасаются шоколадками. Дежурные педагоги рассказывает, что в классе вскрытие сладостей произойдет одновременно, чтобы не допустить лишнего шелеста.
В мечтах Михаила — поступить на факультет нефти и газа СФУ. Парень побаивается, что из-за утечки ответов ЕГЭ по физике в интернет мечты не сбудутся: «Сдаю сам, выше оценки «4» вряд ли получу. А кто-то скачивает, учит и получает высокие результаты».
Руководитель пункта ЕГЭ директор школы № 124 Ольга Гурина уверяет, что строгие правила сдачи ЕГЭ учат детей уважать нормы, ее долг – обеспечить выполнение этих норм. Попутно педагог попросила у автора расписку о том, что никаких претензий к проведению ЕГЭ в школе у него нет.
По паспортам и пропускам ученики заходят в классы. Парту не выбрать — сесть можно только на место, указанное в пропуске. На столе можно иметь только ручку, паспорт, на физике – еще калькулятор. В туалет можно выйти только под конвоем организаторов.
До раздачи экзаменационных листов считанные минуты. Несмотря на расписку, корреспондентов НГС просят покинуть школу. Организатор ЕГЭ Ольги Гуриной рисует дальнейшее так: учителя вскроют специальный пакет и раздадут детям непрозрачные герметичные конверты с листами.
Первые школьники начали выходить с экзамена примерно через 2,5 часа. Кто-то стоял на крыльце, уставившись в одну точку, кто-то вылетал с ЕГЭ пробкой и начинал дымить за углом.
«Отстрелявшийся» Иван вытаскивает из ботинка советский «пятак» чеканки 1961 года. «Отцовский талисман. Он с ним в школе экзамены сдавал. У меня с «пятаком» русский и математика как по маслу прошли», — утверждает парень.
«Я не списывал, но возможность всегда есть. Кто-то вот в туалет частенько отпрашивался», — раскрывает секреты чужих успехов Евгений. «Когда ребенок не справляется со своим заданием, ему кажется, что другим везет из-за шпаргалок», — парируют педагоги.
Анастасия стала очевидцем того, как девушку выгнали с ЕГЭ по русскому языку за использование мобильного: «Она стояла и рыдала во дворе школы». Сама Настя в тот день свой телефон со шпаргалками потеряла. До экзамена.
От пережитых испытаний многих подростков начинает штормить и буквально отрубает память. «Сдавали, чтоб поступить в СибГТУ… На что-то там механическое… инженерное вроде», — улыбается Денис (справа).
«Английский — такой предмет, что там ничего списать невозможно», - вспоминает только что сдавшая ЕГЭ Марина. Девушка уверено машет руками и на ее ладонях читаются предложения по-английски. Такую же «живопись» автор нашел на ладонях еще двух ребят.
За школьным двором последние капли серьезности улетучиваются. Несмотря на беспрецедентные меры по охране, тайны вариантов ЕГЭ и строгие костюмы, экзаменуемые еще, в сущности, дети.
Антон Понарин
Фото Ирины Якуниной