Врачи краевой больницы нашли в носу пациентки пуговицу, которая находилась там 35 лет. В больницу женщина обратилась с сильным гноетечением. До прихода в краевую другие врачи советовали женщине лечить хронический насморк. Никто из них и не догадался, что причиной недуга послужила пуговица, попавшая в нос 35 лет назад. Врач, избавивший пациентку от инородного предмета, рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ о других подобных случаях, но не смог объяснить поведение коллег, лечивших женщину от насморка.
Операция по извлечению пуговицы из носа прошла в Красноярской краевой больнице на прошлой неделе, сообщили в пресс-службе учреждения. 37-летняя женщина обратилась в отделение оториноларингологии с жалобами на затрудненное дыхание с правой стороны и сильный насморк с гноем. На осмотре пациентка заявила, что уже обращалась к врачам и ей поставили диагноз «хронический насморк». Чтобы хоть как-то облегчить страдания, женщина пользовалась каплями для носа, которые никакого эффекта не давали.
Подлинной же причиной мучений женщины стал посторонний предмет в правой пазухе носа, выяснили медики, посмотрев снимок компьютерной томографии. Уже через полчаса после обращения овальный камень длиной около 2,5 см находился в руках медика.
Сама женщина, к которой сразу же после операции вернулось дыхание, и вспомнить не могла, как пуговица могла угодить ей в нос. Завотделением оториноларингологии Владимир Афонькин, вернувший женщине дыхание, предположил, что пуговица могла оказаться в носу, когда женщине было 3–4 года — поэтому-то она ничего и не помнит. О долгом нахождении в носу свидетельствует и огромный слой соли и слизи, которым обросла пуговица.
Судя по откликам читателей в ленте комментариев НГС.НОВОСТИ, долгая жизнь с инородными предметам в теле — не редкость: в носу ребенка несколько месяцев может находиться кусок поролона, а в пальце мужчины годами нарывать металлическая стружка.
Как рассказал автору Владимир Афонькин, в краевой больнице существует целый музей проглоченных вещей. По словам врача, пуговица в этой коллекции стала своеобразным рекордсменом — разрослась до внушительных размеров и пробыла в носу аномально долго: большинство инородных предметов вынималось немедленно.
«В подавляющем большинстве случаев предметы в носу не успевают окаменеть. Как только инородное тело попадает в нос, у человека сразу же начинается сильный односторонний насморк, идет гной, повышается температура. Организм отторгает чужое. По этим симптомам можно сразу понять, что что-то не так, и обратиться к врачу. Большинство предметов извлекаются сразу же», — утверждает медик. Например, самый дорогой экспонат в коллекции предметов отделения — золотой кулон — был удален из желудка младенца немедленно. Грудничок сорвал его с цепочки и всосал вместе с молоком матери.
Медлить с обращением к врачам опасно для жизни, уверяет Афонькин. Инородное тело может вызвать острый воспалительный процесс, чреватый летальным исходом. В случае с пуговицей начавшееся воспаление могло пойти в мозг, и женщину спасло только обращение к специалисту.
Впрочем, по мнению Афонькина, история пациентки с пуговицей в носу могла закончиться и 35 лет назад — будь пуговица чуть меньше, она могла бы попасть в дыхательные пути и вызвать немедленную смерть. В практике врача был случай, когда посетитель пивной скончался прямо во время беседы с приятелем, поперхнувшись небольшим кусочком сосиски.
Пояснить, почему врачи, у которых женщина наблюдалась раньше, лечили ее от насморка, а не от пуговицы, Владимир Афонькин не смог. «Когда я ее осматривал, инородное тело было видно и без томографии, возможно, когда она к врачам ходила, камень был меньше. Возможно, врачи были невнимательны», — рассуждает оториноларинголог.
Корреспонденту НГС.НОВОСТИ удалось найти женщину, которой до боли знакома ситуация, когда в носу находится инородное тело, но врачи упорно продолжают лечить от насморка. Жительница соседнего Новосибирска Нина Кузликова рассказала, что 16 лет назад в носу ее дочери застряла вата. Однако девочке поставили диагноз «хронический насморк».
«4 месяца мы ходили на промывания, но улучшения не было. Под Новый год бабушка забрала ребенка к себе. В поезде промываний не было, и через два дня, по приезду, у девочки пошел гной. Бабушка немедленно вызвала «скорую», и ватка была удалена. Врачи сказали, что счет шел на часы. В поликлинике мне сказали, что лор, поставивший ложный диагноз, был приходящий. Никаких последствий из-за неправильного лечения он не понес», — вспоминает Нина Куликова.
Руководитель центра медико-страхового права Юлия Стибикина (г. Новосибирск) полагает, что пациентка врача Афонькина может успешно привлечь к судебной ответственности докторов, к которым та обращалась до визита в краевую больницу.
«Если женщина действительно ходила по врачам и ей было поставлен неверный диагноз, то она имеет все шансы привлечь врачей за неправильный и неэффективный курс лечения.
Даже несколько лет назад врачи могли определить пуговицу с помощью обычного рентгена. На снимке она выглядела бы темным пятном», — утверждает г-жа Стибикина.
Оториноларинголог клиники «Доктор Лор» Валентина Жимолостнова с осуждением коллег не торопится. «Если пуговица была пластмассовая, то на рентгене ее не увидишь. А просто рассмотреть предмет врачи не смогли — мешало воспаление или в пазуху попало. В таких случаях томограф — единственный способ установить корень проблемы», — полагает специалист. По словам Владимира Афонькина, томографы, с помощью которых можно обнаружить такие мелкие предметы в человеке, появились в клиниках только несколько лет назад.
Антон Понарин
Фото thinkstockphotos.com (1), автора (2), medgorod.ru (3)