Предпраздничным вечером 22 февраля краевое МЧС сообщило о жестокой аварии под Красноярском. Жертвами лобового ДТП стали 6 человек. 5 жителей Узбекистана погибли прямо в кабине «ГАЗели», 36-летний водитель микроавтобуса «Мерседес» умер в больнице Ачинска. По предварительным данным, виновником аварии стал молодой уроженец Узбекистана. На узком мосту через сибирскую реку он пошел на обгон, чем обрек своих товарищей на смерть. Число жертв могло быть и больше — следом за «Мерседесом» двигался полный пассажирский автобус.
Информация о лобовом столкновении на автомагистрали М53 «Байкал» поступила на пульт центра медицины катастроф (ЦМК) Козульского района 22 февраля, в 17:42, спустя 12 минут после аварии. По информации ГСУ ГУВД края, грузопассажирская «ГАЗель» двигалась из Екатеринбурга в Иркутск, микроавтобус «Мерседес Транзит» — из Красноярска в Новосибирск. Их кровавая встреча произошла на двухполосном мосту через реку Татарку в районе поселка Козулька.
Как рассказала старший фельдшер ЦМК Елена Миханошина, работавшая на месте ДТП, 5 пассажиров «ГАЗели» скончались мгновенно. Описания трагедии очевидцами напоминают кадры военной кинохроники: накрытые черными пакетами тела, выложенные в ряд вдоль обочины за разбитыми машинами. Как показал осмотр документов погибших полицейскими, все они были гражданами Узбекистана и находились на территории России легально. Самым младшим из них было по 20 лет, самому старшему — 37. Двое погибших были родными братьями. Машиной управлял 26-летний Миразиз Усмонов.
«Машина с 5 пассажирами в салоне завалилась на бок и кабиной вперед вылетела на встречную полосу под колеса «Мерседеса». Он ударил прямо в крышу, кабина «ГАЗели» стала фактически братской могилой», — описывает столкновение руководитель дорожных полицейских Ачинска.
По словам начальника отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД края майора Алексея Корешникова, предварительная версия аварии — обгон «ГАЗелью» на мосту попутной «Тойоты Короллы». «ГАЗель» выехала на встречную полосу и под уклон совершила обгон. Навстречу микроавтобусу шла фура, водитель «ГАЗели» попытался вернуться в свой ряд, но потерял управление, машину стало мотать. «ГАЗель» снова вылетает на встречную и, уклоняясь от следующего легкового автомобиля, падает на правый бок в центре моста. Двигаясь по инерции, грузовик врезается в «Мерседес Транзит», — восстанавливает картину ДТП Алексей Корешников.
При этом число жертв аварии могло бы быть больше в разы. Следом за «Мерседес Транзит» следовал полный пассажирский рейсовый автобус.
Автобус успел резко остановиться, шедшие впереди «Мерседеса» машины развернулись и подъехали к месту аварии. Выскочившие пассажиры и водители попытались помочь, но отступили назад из-за угрозы пожара — в результате ДТП прошла утечка топлива и началось сильное задымление.
Шестой жертвой аварии стал 36-летний водитель «Мерседеса», экспедитор «Сибирской Сантехнической Компании» новосибирец Максим Смирнов. Мужчина с многочисленными переломами рук, ног, черепно-мозговой травмой в экстренном порядке был доставлен в Ачинскую районную больницу. Попытки лучших врачей Ачинска спасти Максима оказались тщетными. 23 февраля мужчина скончался. В Новосибирске у него остались жена и 7-летняя дочь. Все близко знающие Максима Смирнова характеризуют его как опытнейшего водителя. По свидетельству замдиректора Татьяны Сарманаевой, он проработал в компании 2 года и неоднократно доставлял товар из Новосибирска в Барнаул, Кемерово; дорога в Красноярск была ему прекрасно известна — за последние полгода он совершил в город 3 рейса. Близкий друг погибшего Андрей Бортницкий добавляет, что за спиной Максима 13-летний стаж безаварийной езды.
Алексей Корешников полагает, что ни опыт, ни знание местности не помогли бы Максиму Смирнову избежать рокового столкновения.
«ГАЗель» слишком резко появилась перед микроавтобусом из-за впереди идущего транспорта, а сам «Мерседес» был достаточно плотно нагружен. Не было на мосту и пространства для маневра. «Мост достаточно узкий. Строго две полосы. Трем машинам там не разъехаться», — рассказывает Андрей, прибывший в Красноярский край, чтобы забрать тело погибшего друга, и побывавший на месте трагедии. По мнению Андрея Бортницкого, картина столкновения была иной, чем это представили в ГИБДД: «ГАЗель» летела на машину Максима кубарем. От «ГАЗели» оторвало двери, вырвало баллон. Удар по «Мерседесу» пришелся чуть сверху».
Несмотря на устрашающее число жертв, столкновение на мосту через Татарку уступает по количеству жертв другой автокатастрофе на трассе «Байкал». 21 декабря 2011 года в Боготольском районе водитель пассажирского автобуса «Киа Гранберд» не справился с управлением, выехал на встречную полосу и врезался в груженую фуру «Сканиа». 8 пассажиров автобуса погибли, 10 получили ранения. В соответствии с ч. 5 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД, повлекшее смерть двух и более человек) водитель автобуса Александр Ковригин был приговорен к 4,5 годам лишения свободы. Вины своей мужчина не признал.
По факту аварии под Козулькой возбуждено уголовное дело по ст. 264 УК РФ. Однако виновник, кто бы он ни был, уже никогда не предстанет перед земным судом.
Антон Понарин
Фото 24.mchs.gov.ru (1,2), Андрея Бортницкого (3)