Развлечения Собранные из трех доноров. В Красноярске открылся единственный крупный за Уралом музей ретроавто

Собранные из трех доноров. В Красноярске открылся единственный крупный за Уралом музей ретроавто

Автомобильные «звезды» советского кинематографа и «американцы», прибывшие по ленд-лизу — на что посмотреть в красноярском музее?

В музее ретроавто около 50 экземпляров машин и 25 мотоциклов

Что любят большинство мальчишек и мужчин? Конечно, автомобили. Поэтому в День защитника Отечества мы решили порадовать их фоторепортажем из нового красноярского музея ретротехники. Он открылся месяц назад на Парашютной, 90/22, а уникален тем, что тут собраны экземпляры техники, которая служила и «работала на благо человечества». Это бывшие скорые, полицейские машины, такси, почтовые авто, автобусы. Владелец — один из основателей династии перевозчиков Александр Кнапнугель — рассказал, как собирал и восстанавливал раритеты за миллионы. Как можно попасть в музей и что там посмотреть — в материале Кадрии Катциной.

Все машины в музее на ходу


Музей ретроавтомобилей спрятался на правобережье Красноярска, среди гаражей и промышленных зданий. Фасад ярко выделяется из общего вида — он расписан граффити, на территории есть парковка только для посетителей музея. На входной двери вывешен прайс: взрослым поглазеть на раритетную технику можно за 300 рублей, детям до семи лет вход бесплатный, ветеранам и инвалидам — 150 рублей.

Сам музей на Парашютной, 90/22 открылся месяц назад, до этого техника стояла под открытым небом, где портилась под палящим солнцем и проливными дождями.

На входе посетителей встречают стенды с первыми автомобилями на улицах Красноярска. По словам владельца музея Александра Кнапнугеля, люди просто прилипают к нему. Внутри музей скорее — огромный гараж площадью в 4,2 тысячи квадратов на много-много машин. А запах здесь такой же, какой бывает в гаражах, — специфический автомобильный. Первое, что бросается в глаза, — большой голубой автобус, точно как новый, с компостером в салоне. Уже потом видишь и газики, и «Чайку», и «Победу».

Взрослые посетители благодарят владельца музея за возвращение в детство

Осознание того, что эти машины не только косметически отреставрированы, но и технически на ходу, приходит позже, когда вглядываешься в каждый стенд с коллажем. На нем в фото изображен путь реставрации автомобиля, а итог ты видишь своими собственными глазами. Трогать экспонаты можно не все, но на некоторых даже разрешают посидеть малышам из детских садов, которые частенько наведываются сюда.

Некоторые автомобили были старинной трухой, пока не попали в умелые руки Александра Кнапнугеля и двух его помощников. Каждый автомобиль, на котором есть наклейка «Авто ретро», Александр Эдуардович собирал сам. На вопрос, какой экспонат у него самый любимый, отвечает однозначно.

— Вот у вас какой ребенок самый любимый? Первый или второй? Вот не могу я сказать, что какой-то автомобиль самый любимый, все одинаково любимые, — говорит Александр Эдуардович.

Про самый дорогой экспонат выведать практически ничего не удалось, владелец музея не кичится большой стоимостью автомобилей, но все-таки обмолвился: на некоторые невосстановленные автомобили цена может доходить до восьми миллионов. Например, ГАЗ М-1 может стоить от пяти миллионов, и это до реставрации, а сколько еще понадобится запчастей, чтобы его восстановить. Цену на всю коллекцию владелец не называет, отшучивается, что это хороший коттедж на побережье.

Во всей машине сохраняется историческая достоверность

На первый взгляд, может показаться, ну что такого — вон сколько машин старых советских реставрируют, но у музея Александра Кнапнугеля есть отличительная черта — здесь представлен транспорт, который не продавался в личное пользование.

— Эти машины работали на стройках, возили пассажиров, большое руководство. Здесь вы не увидите «Жигулей», «Москвичей» обычных. Если у нас и есть «Москвичи», то это спецмашины для перевозки продуктов питания, почты. Мы занимаемся только автомобилями, которые работали на благо человечества, — объясняет он.

Будущий мэр подговорил


Владелец музея — бизнесмен Александр Кнапнугель. Всю жизнь он работал с машинами, сначала в САТП — прошел путь от механика до главного инженера, потом ушел на руководящую должность в «Красноярскгоргаз». С 2011 года он на пенсии, но тяга к машинам никуда не пропала. Первый автомобиль он увидел еще в пять лет, с тех пор, говорит, всё решилось в жизни. У Александра Эдуардовича двое взрослых сыновей, четыре внучки и два маленьких внука, в мальчишках реставратор видит продолжателей своего дела.

Путь к собственному музею ретроавтомобилей начался у Александра Кнапнугеля с моделей машинок 1:43. Первый реальный автомобиль, с которого началась коллекция, — ГАЗ-67.

Такси на Дубровку заказывали?

— Он просто попался мне на глаза, и я решил его восстановить, чтобы по деревне ездить. Когда Сергей Еремин (еще тогда был министром транспорта) увидел, подал мне идею заниматься музеем. С этого всё и началось в 2014 году. Раньше все машины стояли под открытым небом, а в октябре 2021 года мы получили помещение, помогли в администрации, и с коммунальными услугами тоже помогают. Здесь мы уже месяц.

В музее представлен не только отечественный автопром, есть польские машины, латвийские — та самая скорая помощь РАФ-2203 семидесятых годов. Кстати, все машины не только точны технически, но и исторически. Всё, что должно быть внутри автомобиля, тоже собиралось по крупицам — внутри скорой помощи есть носилки, соответствующие комплектации. В знаменитом ГАЗ-21 «Волга», который был предназначен под такси, есть тот самый зеленый огонек, таблички об оплате поездки и таксометр — исторически верна здесь не только окраска машины — всё заводское. В музее автомобиль один в один как в фильме «Три тополя на Плющихе».

Еще один экспонат, известный по знаменитому произведению советского кинематографа «Операция Ы», — «инвалидка». Эти машины в послевоенное время давали тем, кто вернулся с фронта без ног, их не продавали в личное пользование, а выдавали на семь лет. По истечении этого срока старый автомобиль забирали и выдавали новый.

В коллекции музея не хватает только трехколесной «инвалидки»

— Это уже машина второго выпуска, первые были трехколесные, у нас такого пока нет, но надеемся, что появится. Такие автомобили последнего выпуска были уже более комфортные — с крышей, — показывает нам свои владения красноярец.

Рядом стоит современный ГАЗ-3102. «Волгу» Александр Кнапнугель готовил к параду в мае 2020 года, но она так и не проехалась из-за пандемии.

— Эта машина сделана по чертежам завода-изготовителя. Мы нашли их и из обычной «Волги» сделали кабриолет. Обрезали крышу, усилили кузов, сделали все эти «причиндалы», чтобы генерал стоял. Я два месяца на ней по городу катался, молодежь заглядывалась на машину, — гордится своим экспонатом Александр Эдуардович.

В музее выставлены три «Москвича», которых не найти уже практически нигде, не сохранилось ни одной машины, восстанавливал их красноярец по чертежам завода-изготовителя, а выпустили таких автомобилей всего 20 штук. Первый «Москвич» перевозил маленькие партии продуктов, когда открылся ГУМ. Еще один экспонат появился в послевоенное время, тогда не было листового металла, и половина кузова этой машины была сделана из дерева. Металлическая часть выпускалась на заводе, а деревянная — на авиазаводе из березы. Восстанавливать редкую модель было непросто, пришлось экспериментировать.

В оригинале двери должны быть из березы, но более подходящим современным материалом оказался бук

— Тут мы столкнулись с проблемой. Березы такой сушки сейчас нет, высушить ее так невозможно. Мы попробовали сделать кузов из сосны, а она темнеет. Попробовали из кедра сделать деревянную часть, она трескается. Тогда мы поехали в «Леруа Мерлен», там взяли бук, из которого коттеджи строят, и из бука сделали такой «Москвич», он подошел для реставрации.

В команде Александра Кнапнугеля есть два человека, которые занимаются раритетными мотоциклами. Изначально владелец музея ретроавтомобилей не собирался их выставлять, но уговорился. Так что помимо полсотни четырехколесной техники есть 25 мотоэкспонатов.

У техники до реставрации была печальная судьба. Некоторые машины гнили в тайге, некоторые прозябали на свалках и в огородах. И как только Александр Эдуардович начинал интересоваться техникой, чтобы выкупить, владельцы заламывали ценники.

Мотоциклы в музее тоже есть, но реставратор больше любит машины

— Приезжаешь в какой-нибудь частный сектор к бабушке, она говорит: «Ой, заберите за так, чтобы не мешалось», и тут подключается внучок, видит, что мне интересно, и просит за машину 100 тысяч рублей. Я говорю, да за сто тысяч пусть дальше гниет! — смеется реставратор.

Автобус по цене квартиры


В музее есть почти все автобусы, которые ходили в Красноярском крае. У Александра Кнапнугеля есть мечта — собрать полную коллекцию, но она пока всё никак не осуществится.

— Цена на ЗИС-5 начинается от пяти миллионов, а на него еще нужно делать автобусный кузов. Например, ГАЗ-0330 — один из первых автобусов, который приходил в Красноярск и работал как служебный, цена на него начинается от 2,5 млн рублей. Нет таких средств, чтобы воплотить эту мечту. Если бы нам помогли такие автобусы купить крупные предприятия, у нас в музее была бы вереница всех автобусов, работавших в Красноярском крае, не надо мне их в собственность или в собственность музея, пусть бы они принадлежали владельцам, но стояли бы здесь, — сокрушается реставратор.

Автобусы — это самый редкий вид экспонатов, а всё из-за бюрократической системы.

У этого автобуса деревянный каркас, листы металла — обшивка

— Вот у нас дурное законодательство. Чтобы муниципальному предприятию списать автобус, надо его порезать, сдать в металлолом, привезти справку оттуда, и только тогда автобус снимут с баланса предприятия, поэтому у нас техники такой сильно-то не осталось, — делится красноярец.

В коллекции ретромузея есть и совсем редкий автобус, которого нет даже в столице нашей родины, — ПАЗ-654. Таких автобусов выпустили всего восемь штук.

— Я привез этот автобус из Челябинска, москвичи опоздали на два дня, я его увез раньше. В чем его уникальность: во-первых, он весь деревянный. Металл, который вы видите, не приваривался, он прикручивался на шурупы, во-вторых, автобус вездеходный, он остался один единственный в таком вот виде. На восстановление ушло 620 советских шурупов. Сейчас же всё китайское, поэтому мы ходили по гаражам, у кого 10 штук найдем, у кого 20 штук найдем. Эти автобусы заказало Министерство обороны после войны для штабного автобуса. Вот здесь должен стоять генератор вместо лебедки, там должна быть радиостанция, — демонстрирует нам технику владелец музея.

В музее Александра Кнапнугеля каждая машина уникальная

Журналистам NGS24.RU Александр Эдуардович показал автомобиль, над которым трудится прямо сейчас. В голой раме и потрепанном временем кузове мы не смогли разглядеть, что за автомобиль перед нами. Оказалось, это машина, которая появилась в Красноярске в 1941 году по ленд-лизу, — американский Willys. Сейчас этот автомобиль — единственный в Красноярском крае. Даже не верится, что эта груда металла уже осенью будет на ходу.

— Все машины приходят к нам в таком состоянии. Вот до такого состояния мы их разбираем, ремонтируем, делаем.

Этот автомобиль — единственный в Красноярском крае

Даже на подшипнике от этого автомобиля сохранились надписи: Made in USA.

Сейчас это груда железа, но к осени американская машина уже поедет своим ходом

Автомобили Александр Эдуардович ищет повсюду: и через интернет, и по объявлениям, и по сарафанному радио. На восстановление одной машины может уйти от двух до четырех таких же машин. Так что покупать приходится не только одну машину, но и «доноров». Некоторые запчасти можно заказать и на заводе «Ретродеталь». В музее все автомобили исключительно с родными деталями и на ходу.

124-й регион на ретротехнике


Примечательно, что техника ретро музея стоит с госномерами.

— Имея автомобиль, надо платить налоги, поэтому по договоренности мы машины снимаем с учета, но документы не сдаем, они ставятся на временный учет. Чтобы поехать на ней куда-то, надо в ГАИ получить документы — и катайтесь. То есть машины не списанные, не утилизированные, в любой момент на любой машине можно проехать. Надо только за страховку заплатить.

Некоторые автомобили красноярские фотографы берут в аренду, чтобы провести фотодни, но в прокат технику не дают. Владелец музея привозит машину в красивое место и оставляет до вечера под присмотром фотографа, а по окончании забирает ее.

Легенда советского автопрома

В Красноярске есть два автомобиля, которые, по мнению реставратора, просто необходимо отреставрировать, если для этого найдется финансирование. Это МАЗ-525, который стоит на повороте к Дивногорску на месте бывшей автобазы, и «Чайка» Михаила Годенко, которую тому, в свою очередь, подарил бывший глава Красноярского края Павел Федирко.

— МАЗ уже в плохом состоянии, я готов был его забрать, но мне не отдали. Я предлагал его отреставрировать и вернуть обратно в Дивногорск. Здорово было бы, принимают какую-нибудь иностранную делегацию, показывают ГЭС, тут же завели, показали МАЗ-525. А «Чайка» Годенко — это часть истории Красноярского края. Он ее передал филармонии, в 2007 году на ней Киркорова катали, а сейчас она просто погибает возле краеведческого музея. Им отдали, а они не знают, что с ней делать. Стоит, я видел ее года четыре назад, там из днища уже трава прорастает. Ни ту ни другую машину мне на реставрацию не отдали, — сетует владелец музея ретроавтомобилей.

Александр Кнапнугель мог бы восстановить два раритетных авто с историей, но не дали

Музей продолжает расти и пользуется спросом у горожан: за предпоследние выходные его посетило около 600 человек, а в прошлые — 400 красноярцев. Сейчас для посетителей доступен один зал, но вскоре музей пополнится экспозицией грузовой техники. Также в планах Александра Кнапнугеля перевезти сюда же и мастерскую, чтобы можно было восстанавливать технику тут же.

В Красноярском крае есть и другие реставраторы и владельцы музеев ретротехники. Каждый из них уникален. Корреспондентка NGS24.RU Дарья Кобылянская побывала в Ужуре в гостях у реставратора и узнала, сколько времени ушло на поиски авто, откуда берутся довоенные экспонаты и на чем он зарабатывает, не выходя из дома.

В музее ретромотоциклов у Шестаковых мы тоже побывали и увидели там уникальную технику, на восстановление которой уходят годы. Во всех мотоциклах только оригинальные запчасти. Есть там и мотоцикл «Ява», точно на таком же Никулин и Миронов в фильме «Бриллиантовая рука» ездили на рыбалку.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства