На этой неделе на экраны выходит лента славного жанра политического триллера с журналистским расследованием - с не менее славным набором актеров: Рассел Кроу, Бен Аффлек, Хелен Миррен, Робин Райт Пенн. Под поезд в метро падает помощница конгрессмена (Бен Аффлек). Услышав дурную весть, конгрессмен ужасно скис и совсем расклеился прямо перед камерами - ясно, что был служебный роман. Жена народного избранника (Робин Райт Пенн) расстроена, зато пресса в восторге. Немножко разгрести сексуально-политический скандал пытается друг конгрессмена, журналист вымышленного издания Washington Globe (Рассел Кроу), любитель виски из одноразовых стаканчиков, репортер старой школы, с неопрятной гривой, и рабочим местом, обклеенным миллионом газетных вырезок.
Примерно через полчаса действия журналист начинает догадываться, что конгрессмена хотят подставить, а гибель его помощницы связана с расследованиями в оборонной сфере, которыми занимался храбрый депутат. На горизонте вырисовывается перспектива порадовать редактора (Хелен Миррен) сенсационным материалом, над которым герой Кроу работает в конкурентно-партнерской связке с молодой блогершей (Рейчел Макадамс – «Дневник памяти», «Дрянные девчонки»). Связка добавляет сыгранному по классическому шаблону триллеру «репортер против заговора» комментарий на актуальную тему старых и новых медиа. Старый волк открывает амбициозной стажерке обаяние бумажного чтения: «первая полоса», «придержите материал», листы, выползающие из печатных станков, едущие прямо к утреннему кофе перевязанные пачки свежих номеров, - еще рано хоронить газетный формат! Впрочем, любителям кино про будни американских редакций и влияние СМИ на умы в «Большой игре» понравится атмосфера, но едва ли откроются новые глубины темы.
Фильм основан на мини-сериале BBC , который вышел на экраны пять лет назад под аплодисменты критики. Бюджет экранизации – около 60 миллионов долларов. Роль журналиста изначально должна была достаться Брэду Питту, конгрессмена – Эдварду Нортону. В команде сценаристов - Тони Гилрой («Майкл Клейтон», трилогия о Борне), Билли Рэй («Афера Стивена Гласса», Мэттью Майкл Карнахан («Львы для ягнят»). Режиссер Кевин Макдональд прославился высоко оцененным критикой «Последним королем Шотландии». По словам Макдональда, для «Большой игры» его вдохновляла киноклассика о репортерах со стилем и гражданской позицией, - прежде всего, - «Вся президентская рать». Вышеизложенное выглядит весьма соблазнительно, но чтобы получить удовольствие от «Большой игры» планку ожиданий лучше не завышать.
Слишком ладно, без единого сбоя, идет журналистское расследование героя Кроу – как будто он проходит этот квест уже в пятый раз. Разгадки квеста не отличаются особой неожиданностью. На пути к разгадкам под каждым кустом – по роялю, а за каждым роялем – по таперу, настойчиво предупреждающему вас о грядущем сюжетном повороте тревожной мелодией. Информаторов у главного героя – как у Шерлока Холмса: на улице ждут беспризорники, чтобы отчитаться, что на прошлой неделе стырили у гражданина барсетку – а там случайно нашлась пачка компромата, имеющего отношение к расследуемому делу.
Больше всего «Большая игра» должна понравиться тем, кто ходит в кино, прежде всего, «на актеров» - тут очень многое держится на харизме Кроу; а второй план украшен прекрасными дамами Райт и Миррен.
Правда, Бен Аффлек в самые эмоциональные моменты зачем-то надевает лицо Бена Стиллера. И слишком переживать за героев не получается, возможно, потому, что персонажам можно было бы раздать футболки с надписями «Хочу вырасти и стать крутым репортером», «Служу народу!» без особого ущерба для сложности характеров. Журналист Кроу вроде бы вызывает симпатию; к тому же, ему предстоит некоторое крушение идеалов, но потрясение проходит так же гладко, как и все остальное. В итоге «Большая игра» в зрительской памяти укладывается в братскую могилу однообразных триллеров, в которых любимые артисты убедительно морщат лоб, красиво идет дождь, а в фундаменте лежит мощная жанровая традиция, позволяющая легко штамповать новые экземпляры. Качественные и вполне приятные в просмотре, - но вспомнить через год, что это было за «кино с Расселом Кроу», едва ли удастся.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru