Жили-были три брата. Старший — мрачный и дико крутой. Второй — богаче, умнее, с лоском. Младший (от другого папы вместо Джеймса Кэмерона, уплывшего на «Титанике») — хохмач, которого никто не любит. Это — про трех «Терминаторов». Теперь появился четвертый. Без Шварценеггера. Но замена честная, потому что звезду «Терминатора-4: Да придет спаситель» Кристиана Бейла потомки, видимо, будут воспринимать как одно из ключевых лиц нулевых годов. Бюджет — 200 млн долларов. В режиссерском кресле — МакДжи, ранее управлявший «Ангелами Чарли». Над сценарием работали Джон Бранкато и Майкл Феррис, написавшие прекрасную «Игру» и провалившуюся «Женщину-кошку».
Будущее после ядерной войны в старых «Терминаторах» было тем монстром из ночных кошмаров, которое, по законам жанра, чем меньше показывают на экране, тем страшнее. Его и не показывали целиком. Роботы-пришельцы были лишь его отдельными когтями-чешуйками. Эпизоды-предвидения — железная пята, попирающая человеческий череп, — были его символическими изображениями, наскальными рисунками.
Официально сопротивлением горстки подпольщиков свихнувшейся автоматической оборонной системе, руководит, кстати, не Джон Коннор, а вояки, у которых на лице написано, что в решающий момент они примут неверное решение и будут тупо стоять на своем. Джона Коннора (Кристиан Бейл) называют «самопровозглашенным лидером», и он здесь не совсем главный герой — с этой позиции его то и дело оттесняет антагонист Маркус Райт. Маркус (Сэм Уортингтон) — казненный в 2003 году преступник, по настоянию врача (камео Хелены Бонэм Картер) завещавший свое тело науке и очнувшийся уже после ядерного апокалипсиса.
«Терминатор-4» построен строго без интриги: кто такой Маркус, ясно сразу (и в любом случае раскрыто в трейлере). Да и на другой ключевой поворот настойчиво намекают в начале. Первые полчаса кажутся несколько вялыми, зато в следующие полтора часа будет качественный экшн-аттракцион: мотоботы носятся по шоссе, огромные железные Жнецы склоняются над проломленными крышами домов и клешнями выхватывают людей, вертолеты Сопротивления сражаются в воздухе с летающими роботами; все ржавое, лязгает, горит…
Скорый выпуск модели Т-800 со страхом ждут весь фильм — и она появится на несколько минут, новенькая и голенькая, с лицом Шварценеггера, пририсованным к мускулистому дублеру с помощью цифровых технологий.
Третий «Терминатор» был типичным постмодернистским обыгрыванием древнего культа: сплошной хохмой про роль женщины в современном обществе, увеличенный бюст как универсальное оружие и абсурд моды 80-х — наряд по вкусу Арнольд смог найти только в мужском стриптизе. Ну а четвертый, согласно современным трендам, должен был пойти по одному из двух путей. Либо стать циничнее и замысловатее и сделать, например, так, чтобы Джон Коннор оказался главной угрозой человечеству и вообще неправ. Либо с криками «Трансформируюсь!» нырнуть в чистый экшн. И идет он, в целом, по второму пути, в конце концов, его главный конкурент этим летом — «Трансформеры». Правда, кино пытается надеть модное серьезное лицо и в результате впадает в грех уныния и пафоса — хоть капля иронии и юмора висельников ему бы не помешала.
С серьезным лицом «Да придет спаситель» ставит вопрос: мечтают ли андроиды об электроовцах, где лежит грань между человеком и машиной? Но у ответа на этот вопрос нет ни трагической глубины, ни простого обаяния, с которым Арни разучивал Hasta la vista, baby. Ответ чисто технический: сами люди в четвертом «Терминаторе» ведут себя довольно механически — как будто «Скайнет» уже успел заменить их на прогрессивную версию специальных роботов для произнесения реплик между экшн-сценами. И живется людям - в рамках сюжета - подозрительно легко: сплошь дивные стечения обстоятельств в их пользу, да и грозные машины до обидного просто выводятся из строя.
Кристиана Бейла заставляют делать и говорить скучные вещи. Самого прекрасного здесь (лицом и фактурой) — Сэма Уортингтона — медленно соображать и чрезмерно суетиться. Брайс Даллас Говард («Таинственный лес») досталась роль типичной беременной подружки героя — со времен третьего «Терминатора» ее героиня сильно поскучнела. Зато восходящая звезда русского происхождения Антон Ельчин в роли молодого Кайла Риза ничего особенного не делает, но легко веришь в то, что он и есть защитник от первого «Терминатора» в щенячестве.
Это — цветное кино, которое вплотную подходит к черно-белому: монохромный, серый, пыльный, ржавый сожженный мир. Выживших животных не показывают, но есть эпизод готовки мяса койота на костре. Впрочем, большая часть вопросов о том, как организованы быт и военная инфраструктура Сопротивления, остается без ответа. А сам ржавый мир, при всей его эффектности и местами почти физически ощутимой реалистичности, в итоге все равно отдает классным виртуальным симулятором.
В резюме остается бронебойный, но не слишком оригинальный по дизайну, постапокалиптический «бадабум» в пустыне, в котором ощутимо не хватает Милы Йовович.
Нельзя сказать, что его скучно смотреть — и будет обидным снобизмом его пропустить, но едва ли он западет в сердце, как кэмероновские фильмы. От вполне убедительного персонажа, созданного Сэмом Уортингтоном, кстати, финального контрольного выстрела в зрительское сердце ожидаешь до последнего — но финал оборачивается сентиментальным пшиком — и равнодушием.
Елена Полякова