Честно говоря, это уже становится скучным. Студия Pixar («В поисках Немо», «Рататуй», «ВАЛЛ-И») пока не выпустила ни одной хотя бы «просто неплохой» полнометражки, не говоря уж о неудачах. Вышедший на этой неделе в прокат «Вверх» — с бюджетом в 175 млн долларов и 3D-версией — стал первым в истории мультфильмом, открывшим Каннский фестиваль. И, как бы предсказуемо это ни звучало, новая лента Pixar снова великолепна. «Вверх» завораживает сразу — прологом, имитирующим черно-белую кинохронику 30-х годов — в дымке и нежных монохромных оттенках, как в «Небесном капитане и мире будущего».
Герой открывающей фильм кинохроники — некий гражданин Мунц, авиатор и исследователь затерянных миров, слава которого омрачена обвинением в том, что привезенный им из Южной Америки скелет гигантской птицы — фальшивка. На почве увлечения приключениями Мунца знакомятся молчаливый мальчик Карл и девочка-сорвиголова Элли — оба мечтают попасть в Южную Америку и вообще многое совершить.
За знакомством следует серия изящных немых виньеток — Карл и Элли превращаются в молодоженов, в пару средних лет, во влюбленных старичков. А быт затягивает, и копилку с деньгами на поездку к водопаду в южноамериканских джунглях то и дело приходится грабить ради срочных нужд. И вот остается только восьмидесятилетний Карл-вдовец (озвученный в русской версии Арменом Джигарханяном) и дом, в котором все напоминает об Элли, а в дверь стучится толстый и настырный пионер, интересующийся, не нужно ли перевести Карла через дорогу.
Это чуть ли не самый реалистичный и по-житейски печальный мультфильм Pixar. Сопереживание покинутому на пустой планете маленькому роботу ВАЛЛ-И было щемящей, но красивой фантазией. И совсем другое дело — одинокий пенсионер, которого соседи, наверное, считали бы злым стариком, если бы соседи были, но домишко Карла стоит один посреди шумной пыльной стройки. На стройку заезжают наглые девелоперы в костюмах, всерьез намеренные упечь старого упрямца, не желающего продавать землю, в богадельню.
На крыльце дома, пролетающего над небоскребами, в ужасе сжался настырный пионер, не вовремя зашедший с визитом. Это присказка, а о самой сказке лучше умолчать, достаточно сказать, что «Вверх» — история непредсказуемая, безупречно закрученная буквально с первых кадров, вдохновленная старыми комиксами о гениях-злодеях. Впереди у Карла — южноамериканские джунгли. А там — гигантская птица из открывающей фильм хроники, говорящие доберманы, ротвейлеры и мопсы (дающие развернуться и комедии, и устрашающим возможностям 3D) и, в общем-то, крушение детских идеалов, которое Карл примет стоически и иронически.
«Вверх» — это простая американская история, в самом лучшем смысле этого определения. Она опирается не столько на красоту воображаемого мира, сколько на запоминающихся персонажей, спотыкающихся на пути к главной цели всей жизни.
Затерянные среди южноамериканских каньонов и джунглей, старик Карл и его назойливый спутник трогательно и достоверно ограничены своими человеческими изъянами (раздражительность, замкнутость, хвастовство) и физическими слабостями. Исход истории зависит не от каких-нибудь хитроумных ловушек, расставленных врагами, а от того, не отлынивали ли вы на уроках физкультуры от подтягивания.
В конечном счете, «Вверх» оказывается историей в духе антидепрессантов Фрэнка Капры и других моралистов старой школы. Рассказом о большой любви на всю жизнь, которая началась в детстве с « закрытого клуба путешественников». И по сравнению с даром устроить себе такую любовь (и просто быть хорошим человеком или, допустим, славным псом) — экзотические миры и нажитое добро просто ерунда. Все эти открытия — без капли слащавой нравоучительности.
В этом фильме есть кое-что от Миядзаки, «Волшебника из страны Оз», «Кинг-Конга», «Простой истории» Дэвида Линча и так далее. Все это впитывается новым мультфильмом не на уровне стеба и стилизации, а на уровне влюбленного и вдохновенного миротворчества.
Возможности 3D во «Вверх» используются только для того, чтобы тихое счастье от рассматривания луча с пылинками, проникшего в заброшенный дом, было чуть полнее — то есть практически не превращаются в аттракцион ради аттракциона. История настолько хороша, что, даже если отбросить 3D-эффект, «Вверх», очевидно, станет одним из лучших мультфильмов года — наряду с «Коралиной в стране кошмаров». Кстати, некоторые американские критики, видевшие и «плоскую» версию, рекомендуют именно ее — чтобы не упустить тонкости цветовой гаммы.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru