На этой неделе на экраны вышел отечественный боевик «Путь» с довольно броской рекламой, всячески намекающей на исключительность проекта. Создатели «Пути» сообщают, что стали первой российской съемочной группой, которой китайское правительство разрешило поснимать в шаолиньском монастыре. А также намекают на возможность попадания в Книгу рекордов Гиннесса — по количеству спортсменов, подработавших в фильме артистами: в титрах — Николай Валуев, Ирина Чащина и многие другие. Бюджет «Пути» — 12 миллионов долларов, что, по высоким меркам, конечно, аскетичный арт-хаус, но для российского кино — вполне увесисто. Корреспондент НГС.РЕЛАКС нашла «Путь» действительно редким фильмом для истинных ценителей.
Закадровый голос главного героя Алекса (олимпийский призер и кинодебютант Дмитрий Носов) с задушевностью кубриковского тезки рассказывает о лихих 90-х и скользких дорожках. Скользкая дорожка однажды привела Алекса на ограбление вещевого рынка. Рынок герой грабит с пластиковым розовым накладным носом, полуодетые покупательницы выскакивают из-за прилавков, в небе кружат бекмамбетовские вороны, ракурсы самые драматические…
Появляется милиция, но Алекса вовремя спасает, посадив в машину и умчавшись, мужчина в спортивном костюме. Немногословный спаситель приводит героя в школу самбо. Через несколько лет новый путь исправления и самосовершенствования приведет героя в спецназ, воюющий с мировым терроризмом и азиатским наркотрафиком…
Оператор не устает искать хитрыми способами красоту окружающего мира, наклоняя камеру, снимая отражения в тонированных стеклах и так далее, и тому подобное. Сюжет захлебывается от вдохновений. «Путь» вначале перепевает душераздирающие шлягеры 90-х: чужая свадьба, случайный взгляд, распахнутая дверь, соблазнившаяся джакузи невеста плачет, глядя на лысого папика, — потом клеит себе редкую бородку гуру из азиатских боевиков. Потом немножко воображает себя «Апокалипсисом сегодня», потом впадает в патриотическое воспитание молодежи… Все это смонтировано вихрем и порывом как поток сознания и время от времени прерывается похожими на рекламные ролики турагенства вставками про оранжевых лысых монахов и тигра, который куда-то тащит в зубах муляж младенца, — надо думать, именно теми уникальными съемками. Установить связь этого туристического альбома и тигра с основным сюжетом едва ли возможно — но зачем добру пропадать?
Первые сорок минут «Пути» должны непременно взять на заметку организаторы ностальгических вечеринок в стиле 90-х. Снятый с шизофренической претенциозностью и изобретательностью клип про братков, выхватывающий крупным планом то пакет кокаина, то тазик семечек, будет великолепно смотреться на вашей вечеринке — в качестве видеоарта на плазме над баром. Ну а через сорок минут начнется обещанный азиатский боевик. Восточных единоборств особо ждать не стоит, — зато будут ударные моменты: боевые слоны, размахивающие зажатыми в хоботах мотоциклами, камео Николая Валуева в полосатой пижаме старорежимного каторжника, камео короля эпизода Майкла Мэдсена («Убить Билла») в роли американского офицера (Will we save the world together? — No one but us! — обменивается он репликами с российским коллегой).
Впрочем, самый ударный момент фильм случится, когда попавший в плен к наркомафии герой, которому перед этим долго-долго сверлили кости дрелью, вдруг вспомнит, что его задание, вообще-то, не молчать, как партизан, а наоборот — идти на контакт и выманивать информацию.
Дальше герой будет «преодолевать энергетическую защиту мозга», выходить из своего тела полупрозрачным призраком и превращаться в других людей. Впрочем, слабонервные реалисты к этому моменту уже сбегут из зала, останутся только счастливо улыбающиеся ценители.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru