Студия, выпустившая «Гарфилда», на этот раз решила повеселить нас историей о поющих бурундуках. Как и «Гарфилд», «Элвин и бурундуки» — кино с живыми актерами, которым приходится возиться с нарисованными зверюшками. Путь бурундуков из леса — к славе и обложкам Rolling Stone — представляет собой весьма поучительную историю о порочности и жестокости шоу-бизнеса, выжимающего артистов досуха. Бурундучков развращают килограммами халявных вафель и игрушек, подсаживают на стимуляторы (кофе со сливками) и — предел падения — заставляют выступать под фонограмму. Авторы русского текста, разумеется, не смогли удержаться и не включить в речь жадного Карабаса-Барабаса, продюсера бурундучков, хрестоматийную фразу «Пипл схавает!», которую он выдает в ответ на отказ подопечных петь под фонограмму.
Помнится, о «виртуальных группах» все заговорили несколько лет назад, после того как хит-парады оккупировали Gorillaz — анимационный проект, за которым прятался от фанатов лидер Blur Дэймон Элбарн. Концепция виртуальной группы состоит в том, что публике предлагается слегка впасть в детство и поверить, что пишут и исполняют музыку, общаются с прессой и капризничают на съемках клипов нарисованные герои — каждый со своим характером и своей историей.
Тогда в России вдогонку к Gorillaz синтезировали проект «Глюкоза». А музыкальные критики заговорили об уникальном явлении, предвестнике времен, когда все звезды будут сгенерированы на компьютере, будут всецело подчиняться клику мышки в руках продюсера и, конечно, не смогут самовольно уйти в декрет или вляпаться в скандал с наркотиками.
Все это говорилось к тому, что выход мультфильма про Элвина и бурундуков — повод восстановить справедливость и напомнить о том, что первой знаменитой виртуальной группой были как раз Alvin and the Chipmunks, появившиеся в 1958 году. Троица рисованных зверьков выпустила кучу успешных пластинок и отхватила пять премий «Грэмми». За голосами бурундуков скрывался вокал одного человека и простые технические «примочки» (вроде ускоренного воспроизведения записи). Позже, в 1980-е годы, на американском телевидении выходил сериал «Элвин и бурундуки».
Итак, Элвин, Саймон и Теодор — три детеныша-бурундучка — живут в лесу совсем одни («Бурундуки заботятся о своих детях только неделю; наши были хиппи и свалили еще раньше»). Пока шли начальные титры, наша троица взгромоздилась на ель, не подозревая, что дерево вот-вот спилят, чтобы украсить им к Рождеству офис звукозаписывающей компании.
- Где это мы?
- Я думаю, они переделали наш лес. Мне очень нравится: стильно и функционально.
Из офиса бурундуки попадут домой к Дэйву — композитору-неудачнику, от услуг которого компания отказалась. Дэйв — типичный комедийный лузер: от него и девушка уходит, и работа нелюбимая, и ответственность на себя он брать не хочет и не умеет. Теперь у него еще и проблемы с говорящими бурундуками, которые достают его всеми традиционными трюками «мультяшек» (то устроят потоп, то застрянут в шланге пылесоса).
Но Дэйв (Джейсон Ли — «Ванильное небо», «Сердцеедки») стерпит все — бурундуки, оказывается, умеют петь и готовы исполнять его забракованные звукозаписывающей компанией песни. После подписания контракта с продюсером Яном (Дэвид Кросс — «Вечное сияние чистого разума», «Очень страшное кино 2») машина завертится: компакт-диски, сувениры для фанатов, тусовки и жесткая рок-н-ролльная жизнь для маленьких бурундучков...
В целом получился симпатичный, но ничем не выдающийся фильм — далеко не лучшее в этом жанре. У «Элвина» есть типичные достоинства дорогостоящего детского анимационного кино (героев хочется взять в руки и потискать) и типичные проблемы, которые приключаются с такими фильмами (провальные персонажи-люди, штампованные шутки и сюжет). Цифровые бурундучки получились действительно милейшими и трогательными (особенно когда спят, потягиваясь и причмокивая), а вот «человеческая» линия на их фоне выглядит откровенно слабой и не слишком блестяще сыгранной комедией.
Сколько уже можно воспроизводить сцену, в которой назойливые доброжелатели, чтобы помочь герою очаровать девушку, выключают свет и ставят романтичную музыку, а сам герой тем временем бормочет что-то про проблемы с проводкой?
В смысле юмора «Элвин» тоже получился стопроцентно ориентированным на детскую аудиторию (никакого двойного дна в шутках нет). Еще одно предупреждение для родителей: озвучка «Бурундуков» может довести до мигрени. Представьте себе часовой магазин, в котором разом сработали все будильники, и вы получите некоторое представление о вокальных номерах в «Элвине и бурундуках».
Елена Полякова