На экраны вышел «Ультиматум Борна» с Мэттом Дэймоном в главной роли – логическое завершение шпионской саги о специальном агенте, который однажды решил, что цель не оправдывает средства, и теперь мотается по миру, искусно убивая других специальных агентов, которые с этим тезисом не согласны.
Третья часть эпопеи о приключениях зомбированного, но доброго сердцем киллера Джейсона Борна начинается там, где заканчивается вторая – в заснеженной Москве. Кто-то заметил однажды, что если в голливудском фильме Россию не засыпает снегом, то сценариста и режиссера картины могут погнать из профессии – как преступивших законы своего цеха. И в этом смысле «Ультиматум Борна» – полуторачасовое доказательство того, что голливудский шпионский боевик по-прежнему викториански консервативен, невзирая на все белила и румяна цифровой эпохи. Пока Борн гасит супостатов в очередной европейской столице, зритель пытается отделаться от ощущения, что все эти сцены он уже где-то видел. То ли на безымянной пиратской видеокассете в девяносто девятом году, то ли… Нет, не вспомнить.
Тем же, в сущности, занимается и сам Джейсон Борн – жертва амнезии, некогда искусственно наведенной на него ЦРУ, теперь носится по белому свету, дабы испытать очередной приступ дежа вю, добавить в мозаику еще один недостающий фрагмент и сноровисто втоптать в асфальт всех, кто попытается помешать.
Для начала простреленный в двух местах суперагент мирно разойдется с московской милицией и тихо похромает обратно на запад в поисках тех, кто некогда сделал из него биоробота для ликвидации агентов противника. Ответственность за безобразия лежит на всей верхушке Центрального разведывательного управления – сценаристы «Ультиматума» решили не размениваться по мелочам.
Джейсон Борн сходу вгрызается в иерархическую структуру ЦРУ, а зритель наслаждается утешительной картиной того, как человек может противостоять системе тотального слежения, если успевает вовремя сменить мобильник, отвернуть голову от камеры наблюдения или выкрутить чью-нибудь недобрую руку под противоестественным углом.
В каждом городе Джейсону противостоит вся цифровая мощь глобального общества, а также очередной «спец» – коллега по ремеслу, который в отличие от мятежного героя, так и не очухался от зомбирования. Одного из таких бедолаг в марокканском городе Танжер Джейсон Борн жестоко изобьет пыльной арабской книжкой – и это, вероятно, одна из лучших шпионских драк всех времен.
Помогают герою Мэтта Дэймона, разумеется, женщины. Джейсон Борн, в отличие от Джеймса Бонда, их за это даже не поцелует, а только посмотрит на женщин глазами.
Самой удачной метафорой фильма станет сцена убийства спецслужбами лондонского журналиста, который имел неосторожность заинтересоваться фигурой беглого агента. Когда «спец» прицелится, все бесчисленные видеокамеры, которыми нашпигован мегаполис, отвернутся от сцены преступления. Здесь «Ультиматуму Борна» удалось передать подспудное опасение каждого жителя мегаполиса: системы безопасности никогда не сделают жизнь безопасной, когда дело касается именно тебя.
Петр Малков