— Так, телевидение, выйдите, пожалуйста. Паспорт, удостоверение! Вот, вне пункта. Так, и удостоверение. Так. И паспорт. Кто у вас главный? Вы имеете право находиться до момента распечатки экзаменационных листов, — так нас встретили на пункте сдачи ЕГЭ в лицее № 3.
Утром 26 мая красноярские школьники пришли на первые ЕГЭ. Сегодня дети писали экзамены по трем предметам: химии, географии и литературе. Сам экзамен начинается в 10 часов, но уже за час до начала к пункту сдачи начинают группами стягиваться пока еще школьники. Команда NGS24.RU приехала в лицей № 3 на Чайковского, 13а, чтобы посмотреть, как организован ЕГЭ и в каком настроении ребята.
Тревога витает в воздухе
Объяснить, что мы не телевидение, нам не удалось, как и закончить разговор с педагогом, работавшим на пункте сдачи ЕГЭ. Мы успели узнать, что дети в этот день сильно нервничают и учителя тоже за них волнуются, а также о том, что в случае, если кому-то из детей станет плохо, им готовы оказать помощь.
Наше присутствие в лицее № 3 сегодня, в первый день сдачи единого госэкзамена, было не лишним, мы поболтали с детьми и немного отвлекли их от переживаний. Всё слишком строго: рамка металлоискателя, взгляды организаторов экзамена (остальные части их лиц были скрыты масками, ведь ковидные ограничения никто не отменял), паспорт, ручка, калькулятор, линейка. Может быть, педагоги, работающие на экзаменах, и улыбались, но этого не разглядеть и не понять эмоций взрослых. Парень, который пришел на экзамен, буквально «потерялся в рамке». Он оставил свои вещи на парте, прошел через рамку, запищал, расстроился, вышел через рамку, снова запищал, снял ремень, положил на парту, прошел, ожидая, что запищит, но на этот раз всё было благополучно. Я стояла и переживала за него, хотя я вообще школу окончила 17 лет назад, мне переживать было и незачем вовсе, но общее настроение в лицее было именно каким-то тревожным.
Казалось, что самая главная среди организаторов в этот день на ЕГЭ в лицее № 3 Оксана Юрьевна слегка перегибает: очень строго говорит, заставляет мальчика снять пиджак и показать, что у него там в подкладе, хотя он вообще не вызывал подозрений с виду. Со стороны выглядело унизительно. Но попробуем списать это на большую ответственность и общую тревогу, которой запросто заразиться.
— Можно только калькулятор, — кричит Оксана Юрьевна.
— А ручку? — спрашивает школьник.
— И ручку, естественно. И голову, — обязательно добавляет педагог.
Гораздо веселее стоять на улице. Зайти в здание приглашали по предметам. Первыми вызывали сдающих химию, следом за ними шли те, кому на литературу, а после — те, кто сдавал географию. Школьники стояли своими группками и весело щебетали, некоторые хмурились, но кто-то внезапно шутил, и задумчивые лица расплывались в улыбках. Видно было, что ребята поддерживают друг друга. И педагоги, сопровождающие детей, тоже были в хорошем настроении, им уж точно нельзя было раскисать и показывать волнение.
Учитель физики и астрономии Наталья Лапшина привела 12 детей из школы на экзамены в лицей № 3.
— Здравствуйте! Скажите, дети волнуются?
— Волнуются, конечно. Это этап жизни, для них это очень серьезно. Смысла родителям сопровождать нет. Лучше дома переживать. Все телефоны на экстренный случай есть. Волнуются вообще все: и учителя, и дети, и их родители, — говорит педагог.
— Дети хотят в Красноярске остаться учиться или уедут?
— Уедем!!! — кричат дети, слушающие разговор корреспондента NGS24.RU и педагога.
— Конечно, они сейчас готовы хоть на край света, — объясняет учитель.
— Это мы просто думаем, что высокие баллы наберем, — отшучиваются дети.
В школах в день проведения экзамена опечатываются не только кабинеты, но даже шкафчики. Через каждые два-три метра по пути к классу, в котором ребенок будет писать ЕГЭ, стоит организатор экзамена или общественный наблюдатель. Возле классов стоят парты, на них всевозможные бутылки с водой, шоколадки, батончики — всё, что можно принести с собой на экзамен, кроме знаний.
Что происходит в классе перед экзаменом
Мы заглянули в один из классов, где ребята собирались писать экзамен по химии. Система распределения по кабинетам не сложная: на входе в лицей разместили списки, школьники знали, в какие кабинеты им идти, на входе в класс нужно предъявить паспорт, организатор экзамена говорит, за какую парту можно пройти и сесть. В кабинетах дежурят только те педагоги, которые, даже если бы и хотели, ничего не могут подсказать. Например, на экзамене химии дежурит педагог по технологии, этот предмет совсем никак не пересекается с экзаменом.
— Тоже волнуетесь?
— Без этого никак. Каждый раз, — признаётся Наталья Ховрина.
— А вы учитель технологии?
— Да, поэтому мне можно здесь находиться. Я на каждом экзамене присутствовать могу.
— Если ребенок перенервничает, что-то предусмотрено?
— Конечно, ребенку тут же помогут. Он может выйти попить водички, поговорить. У нас есть медперсонал. Мы, если видим, что у ребенка руки, например, трясутся, просим его, чтобы он сходил водички попил. Бывает, дети от стресса даже плачут. Обязательно успокаиваем, поддерживаем, потом они спокойно продолжают писать. Это волнительный этап, они же понимают, что дальше им уже с этими баллами поступать. Предметы по выбору, они такие осознанные, определяющие их уже куда-то. Дети и сами стараются быть на позитиве. За это большое спасибо педагогам, которые приводят школьников сюда, они задают хороший настрой. Думаю, каждый пришел с пятаком под пяткой, — говорит Наталья.
Решили проверить:
— Ребята, у кого пятак под пяткой?
Школьники отрицательно мотают головами и улыбаются.
— Так они там металлоискатель поставили, так и не пройдешь, — смеется один из экзаменуемых.
— Девятые классы приходят на ОГЭ с пятаками. У всех почти были, — говорит учитель технологии Наталья Ховрина.
Такие разговоры хоть и немного, но снимают напряжение. Дальше мы пошли в класс, где школьники пишут ЕГЭ по литературе.
— Я выбрал литературу сдавать. Хорошо, что не химию, химию не понимаю. Мне сказали 212-й кабинет, а там химия. Шел на литературу, а пришел на химию — вот это анекдот! Поступать хочу на звукорежиссуру в университет имени Хворостовского. Не волнуюсь, уже скорее хочу написать и уйти. Главное — ничего не забыть. А я уже всё забыл! Меня спросят, что я читал, я скажу «Колобка», — смеется Владимир.
— Много читали? Что больше всего понравилось?
— Много. Мне как-то Шекспир зашел, — поделился школьник.
Шпионские линзы или азбука Брайля?
До инструктажа оставались считаные минуты, его начали читать в 09:50, сам экзамен стартовал в 10 утра. Один из организаторов за полчаса до экзамена получает специальный ключ доступа к экзаменационным материалам, загружает его, второй идет следом за ним и подтверждает.
Раньше школьникам приходили запечатанные листы экзаменов. Теперь экзаменационные листы печатаются прямо в кабинете. Больше их никуда не увозят. В этом же кабинете их сканируют и отправляют на проверку.
У педагогов, работающих на едином госэкзамене, уже наметан глаз на шпаргалки и возможные факты списывания. Но всё настолько жестко контролируется, что даже подумать о шпаргалке страшно.
— На сегодняшний день техника пошла вперед, наушники — это уже прошлый век, поэтому дети вернулись к классическим методам. Многие пытаются писать шпаргалки. Очень популярно стало пользоваться шрифтом Брайля. Бесцветным лаком где-то на пластике (на линейках), либо вот девчонки любят на колготки наносить. Ничего не видно, не к чему формально придраться. Но это легко всё вычисляется по камерам. Не только шпаргалки совершенствуются, но и фото- и видеофиксация тоже. Сейчас подключена уже даже нейросеть на нашем портале «Смотри ЕГЭ», с ее помощью можно вычислить тех, кто пытается списать. Но последние три года я со шпаргалками уже никого не видел. Люди пошли сознательные, понимают, что это ответственное мероприятие, и готовятся. Сейчас шпаргалки уже совсем не такие, уже существуют проекционные линзы. То есть ты ее в глаз вставляешь, на поясе лежит блок питания, информацию туда забиваешь, и у тебя всё работает как телесуфлер. Я ее еще в 2018 году на выставке видел. Но купить такую сейчас почти невозможно. Во-первых, дорого, а во-вторых, можно попасть под статью за шпионаж, — поделился с нами методист Александр Меркулов.