В Красноярске на начало октября свободны 34,6 ставки учителей иностранных языков. Это самая востребованная в школах педагогическая специальность. По данным управления образования администрации города, 12 школ нуждаются в учителях иностранных языков, чаще всего — английского. Мы пообщались с одним из опытных педагогов английского языка Кириллом Сидоркиным из школы № 81, чтобы понять, почему так сложно найти учителя. И он предложил привлекать студентов.
— Эта ситуация уже давняя, насколько я могу судить, и актуальная, поскольку в самом КГПУ имени Астафьева есть много направлений с углубленным изучением английского. Например, история и английский язык, биология и английский язык, это я знаю точно. Обучением в таком формате пытаются решить проблему нехватки педагогов английского языка — путем введения второй специальности. Учителей английского требуется обычно в два раза больше, чем предметников, поскольку класс делится. Ну и, плюс ко всему, это достаточно большая конкуренция среди работодателей, поскольку есть большое количество центров, онлайн-сервисов, на которых возможно работать. У учителей английского больше вариантов для маневра при выборе места работы, чем у других педагогов, — считает Кирилл Сидоркин.
Но сказать, что в школе молодым педагогам совсем не интересно работать, нельзя. Из-за дефицита кадров руководство может предложить учителю большее количество часов, соответственно, вырастает и зарплата.
— Мой знакомый работает учителем английского языка в школе второй год, и его зарплата в районе 50 тысяч рублей. На самом деле, это больше, чем он зарабатывал бы на репетиторстве на второй год после выпуска из вуза. Зарплата учителя складывается из нагрузки: количества часов, классного руководства, дополнительной работы. Стимулирующий фонд тоже помогает в этом плане. Зарплата в 50 тысяч рублей — высокая для школы, в среднем учителя английского получают около 40 тысяч рублей, — рассказывает педагог.
Удержать молодых учителей английского и привлечь их в школу проблематично, считает Кирилл Игоревич, но кое-что предпринять всё же можно. Например, привлечь студентов.
— Человек всегда сам выбирает, где ему комфортно работать. Сложно переманивать учителей из репетиторства в школу. Плюс молодые студенты не всегда понимают, чего именно они хотят. Сейчас в школах ведут систему наставничества для молодых педагогов, когда более опытные коллеги им помогают. Если увеличить в вузе объем практики, не только на последнем курсе, но и раньше, то это должно помочь закрыть потребности школ в кадрах и потребность учеников в знаниях, — считает Кирилл Сидоркин.
Педагогов не хватает не только в школах. Детские сады нуждаются в воспитателях. Мы составили две подробные карты в каких школах и в каких детских садах нехватка кадров. Посмотреть полный список можно в нашем большом материале.