Психологи уверены — готовить малышей к детскому саду нужно не менее ответственно, чем дошколят к школе. Мир ребенка меняется навсегда — в нем появляются новые люди, друзья, игрушки, обязанности. С 10 августа, после долгого перерыва, в сады пойдут тысячи малышей — и после такой паузы в несколько месяцев им также нужна адаптация. Поход в детский сад может стать менее болезненным как для малыша, так и для родителей, если следовать несложным рекомендациям.
Мы пообщались с детскими психологами и выяснили, как подготовить малыша к новому этапу в жизни. Детский и подростковый психолог Дарья Величева рассказала, что важно знать каждой маме.
— Что важно знать маме, отдавая ребенка в детский сад?
— Адаптация малыша к детскому саду касается не только ребенка, но и его родителей. Им тоже нужно серьезно подготовиться: справиться со своими тревогами, страхами и переживаниями. В качестве поддержки могу порекомендовать книгу Анны Быковой «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад». Она отвечает на многие вопросы родителей, которые испытывают переживания по поводу садика. К примеру, маме и папе нужно знать, что слезы при расставании — это нормальная реакция ребенка. Здесь паниковать точно не стоит. Потом, когда малыш отвлекается, эта реакция у него проходит.
Но бывает и наоборот — когда ребенок вечером, когда родители приходят его забирать домой, испытывает сильные эмоции, может заплакать. В таком случае не надо ругать, стыдить ребенка. Самое правильное, что вы можете сделать — обнять и поддержать малыша. Нужно понимать, что слезы на первых этапах — это не показатель того, что всё плохо. Это естественный процесс.
— Как помочь ребенку адаптироваться к новому окружению?
— Ни один совет никогда не даст 100% гарантии того, что адаптация вашего ребенка пройдет максимально комфортно — без слез, без истерик, очень быстро. Сама по себе адаптация — это целый комплекс мер, большая подготовка.
Первое — наладить режим. Он должен быть максимально приближен к режиму детского садика. Отбой и подъем раньше обычного, дневной сон. Тогда ребенку намного проще будет понять, как будет устроен его новый режим.
Второе — научить ребенка минимальным навыкам самообслуживания. Кто-то сам держит ложку в два годика, в три, а кто-то не умеет в четыре.
Третье — хорошо, если у ребенка будет опыт безопасной разлуки с мамой. Когда у него есть понимание, что мама уходит, и ничего страшного не происходит. Она всегда возвращается. Хорошо, если у вас будут свои ритуалы прощания — и они должны получиться ещё до садика. Что это будет, решать вам — поцелуй в ладошки, записочка в кармашке от мамы, всё, что угодно. У ребенка остается ощущение связи с мамой — «она вернется», «она рядом».
Дарья советует рассказывать ребенку о том, что такое вообще детский сад — зачем он нужен, что там делают дети. Важно создать позитивный образ сада в глазах ребенка. Ещё лучше, если вы начнете дома, используя игрушки, играть в детский сад.
Мы обсудили с психологом, семейным психотерапевтом Анной Голубь, в каком возрасте ребенок морально готов к новой обстановке и что делать, если слезы и истерики не хотят уходить.
— Когда стоит отдавать ребенка в детский сад?
— 3 года — к этому возрасту у ребенка сформированы базовые навыки, он осознает свои потребности и понимает, как их удовлетворять. И при этом он уже может общаться со взрослыми, которые его окружают, просить их о помощи, если это необходимо. Также у ребенка именно к этому возрасту появляется потребность в других детях, которую он удовлетворяет в детском саду.
Понять, что ребенок готов, можно, когда он понимает, что такое голод, желание сходить в туалет, и осознает, как эти желания удовлетворить. Здесь важный совет родителям — не нужно делать всё за ребенка, предугадывая его желания. Он должен вам сам сигнализировать о том, что он голоден, что он хочет в туалет и так далее. Если так не делать, к определенному возрасту он будет думать, что все взрослые вокруг понимают его желания, и ему не нужно для этого напрягаться. В детском саду никто не будет угадывать желания, поэтому ребенок должен знать, как про них сказать. Сюда относится и умение одеваться — хотя бы с помощью взрослых, но делать он к трем годам это уже должен самостоятельно.
Когда ребенок держится всё время за руку и боится ступить шаг от родителей — это значит, что ребенок психологически не готов.
— Как помочь малышу быстрее закрепить полезные навыки?
— Когда вы сели за стол, не надо пытаться накормить ребенка. Нужно ему проговорить, что теперь он учится кушать самостоятельно. В этом возрасте очень яркая визуализация у детей, то есть просто проговаривать — недостаточно. Нужно показывать.
Многие родители в этом возрасте слышат от ребенка: «Я сам!». «Да, сам, но я тебе помогу» — должно звучать в ответ, не забирайте его самостоятельность.
Ребенок должен сам уметь организовывать пространство для игры вокруг себя. Не мама за него должна решать, чем он займется дальше, а он сам должен проговорить — рисовать, собирать конструктор и так далее. Он должен понимать, что свое развлечение он формирует сам.
Нужно ещё до садика объяснять ему, как взаимодействовать с другими детьми. Здороваться, делиться игрушками, вместе играть.
За 2–3 недели необходимо влиться в режим.
— Как подготовить ребенка?
— С самого рождения мы учим ребенка всему тому, что знаем сами. Начинать подготовку за какой-то промежуток времени — не логично. Всю его маленькую жизнь мы готовим его к детскому саду — к его дальнейшему развитию. Я бы хотела обратить внимание родителей, что мы делаем всё не ЗА него, а ВМЕСТЕ с ним. Помогаем ему. Он будет идти, падать, но каждое падение должно быть вовремя. Это то, чего все родители очень сильно боятся.
Если ребенок упадет с велосипеда в три года, ему будет так же больно, как и в пять. Но только в таком случае над ним не будут смеяться сверстники, из-за чего он может замкнуться. Не надо от всего его ограждать — многие вещи в таком возрасте обязательны.
— Как справиться с истериками и слезами, когда малыш не хочет идти в садик?
— Нужно понять причину этих истерик и слез — почему он плачет? Что ему не нравится? Ни в коем случае нельзя самому родителю пугаться, потому что тревоги родителей дети всегда чувствуют. Чтобы понять, что такого критического происходит с ребенком — поговорите с воспитателями о том, как строится его день. Иногда дети сами не могут сформулировать свою проблему — и это нормально. Он может испытывать внутреннее напряжение от того, что другие дети умеют больше, чем он. Если ребенок ещё дома плачет и говорит, что в садик не пойдет — вы сажаете его к себе на колени и задаете банальный вопрос: «Расскажи, что бы тебе хотелось сегодня сделать?».
Он проговаривает всё это, переключается. И вы с ним договариваетесь о том, что вы будете делать вечером вместе. Драматизировать истерики и слезы ребенка ни в коем случае не нужно.
Мы рассказывали о том, как говорить с детьми о деньгах — почитайте полезные советы о финансовом воспитании ребенка.