Вечером 15 апреля пятиклассница погибла в «Покровском». По соцсетям разлетелись скандальные выдержки из дневника — причиной трагедии могла стать обычная проверочная работа. Журналист NGS24.RU разобрался, что такое ВПР и какие еще причины толкают школьников на необратимые поступки.
Как все произошло?
Погибшая девочка жила с мамой, училась в пятом классе здесь же, в «Покровском». В роковой вечер 15 апреля школьница гуляла с друзьями. Простившись с товарищами, она сказала: «Я пойду посмотрю Красноярск».
Потом очевидцы заметили её звонящей в домофон новостройки на Мартынова. Девочка говорила, что забыла ключи от дома, и просила открыть дверь. Позже этим же вечером её нашли мертвой под окнами дома. Перед смертью она успела закинуть в почтовый ящик подруг свой дневник и позвонить маме со словами: «Ты меня любишь? Я скоро буду».
Знакомые о школьнице отзываются исключительно положительно — училась хорошо, была веселая, жизнерадостная, проявляла лидерские качества. Об обратном говорят лишь записи её дневника. Там несколько вариантов того, как можно сделать «это». И одна из причин: «ВПР боюсь, что не сдам».
Что такое ВПР?
Всероссийские проверочные работы (ВПР) впервые появились в 2015 году. Сначала их ввели в качестве эксперимента — первые два года школы сами принимали решение, проводить контрольную или нет, сейчас ВПР обязателен для всех школ России.
Проверочную работу пишут ученики 4, 5 и 6-х классов, на усмотрение школы разрешается проводить ВПР также в 7-х и 11-х. Контрольная работа одинаковая для всех школьников России, а вот набор предметов различается в зависимости от класса.
В 4-м школьники пишут русский язык, математику и окружающий мир, в 5-м — русский, математику, биологию и историю, в 6-м добавляется обществознание и география, в 7-м — английский язык. В 11-м классе предусмотрены ВПР только по географии, физике, химии, биологии, истории и иностранному языку. Однако если выпускник пишет по предмету ЕГЭ, его освобождают от проверочной работы.
— По результатам ЕГЭ нельзя судить о том, какова роль школы в успехе выпускников. Они осознают, что от результатов ЕГЭ зависит их будущая учеба, карьера, поэтому очень тщательно готовятся к профильным экзаменам, чаще всего посещая спецкурсы. К ВПР мы не рекомендуем готовиться, это должна быть объективная оценка знаний учащихся, как они усвоили предмет, — рассказывают в краевом минобре.
Официально главная цель ВПР — проверить уровень знаний школьников, чтобы оценить работу учителя. Чиновники даже не рекомендуют выставлять в журнал оценки, полученные учениками за ВПР.
— Детей это вообще никак не касается, для них это просто проверка усвоенного материала — поняли, что им преподают, или не поняли. На годовые отметки они не влияют, но школа может на свое усмотрение выставлять оценки в журнал успеваемости, — говорят в краевом минобре.
Таким образом, ВПР проверяет не знания учеников, а работу учителей. Например, если в одной школе все дети плохо написали ВПР по истории, то на это стоит обратить внимание директору.
— Оценки за ВПР никак не влияют на зарплату учителя, однако если все в школе написали ВПР по определенному предмету плохо, это должно служить сигналом конкретному учителю-предметнику, что что-то в методах преподавания не так, раз дети не смогли усвоить пройденный материал, и, возможно, стоит поработать над методикой преподавания, — подчеркивают в ведомстве.
По данным краевого минобра, обычно школьники хорошо справляются с проверочной работой. Например, в 2017 году ВПР успешно сдали 95% учащихся.
Как проходит ВПР?
Если по ВПР оценивают успехи не учеников, а преподавателей, кажется логичным, что школа может намеренно завышать баллы. Но процедура проверки это полностью исключает.
— Сначала работы проверяют учителя в школе, но потом они загружаются в единую федеральную информационную базу и перепроверяются федеральными экспертами. Завышенные результаты ВПР смотрит Рособрнадор — действительно ли там все так хорошо? — говорят в минобре.
Сама процедура проведения ВПР своей секретностью очень напоминает ЕГЭ. Школа регистрируется на федеральном портале сопровождения ВПР, где для нее автоматически заводится личный кабинет. За три дня до контрольной материалы ВПР размещаются на портале в виде зашифрованных архивов. Через личный кабинет школы получают шифр, критерии оценивания и электронную форму для сбора результатов.
Проверочная работа проводится в стенах школы и занимает 1 академический час в начальной школе и 2 — в средней и старшей. Затем в тот же день учителя садятся за проверку. Результаты вводятся в форму и отправляются напрямую в единую информационную систему.
«Угрожали оставить на второй год…»
По словам родителей школьников, большинство учителей к такой проверке знаний относится спокойно, но предусмотрительно. Пока краевой минобр не рекомендует школьникам готовиться к ВПР, педагоги настаивают на обратном.
Сын Анастасии (имя изменено) сейчас учится в 5-м классе школы № 94. Он уже успешно написал ВПР по истории и биологии.
— Никто не пугает, просто оповещают, что, например, через 2 недели ВПР, просят подготовиться и особое внимание уделить той или иной теме, — рассказывает девушка.
Похожая ситуация и в школе № 70.
— У меня сын относиться к ВПР как к обычной контрольной работе. Ещё нам очень повезло с учителем, которая тратит свое личное время на дополнительные занятия с детьми, которые плохо тянут программу. Лично для нас «ВПР» звучит не страшно, — рассказывает мама четвероклассника Елена (имя изменено).
А вот в школе № 147 все совсем по-другому. Некоторые педагоги даже позволяют себе угрозы в сторону учеников.
— Сейчас как раз сдаем ВПР. С самого первого класса нам говорили, что это очень серьезно. Не сдадите — оставят на второй год. И честно, было тревожно. Мой ребенок — среднеуспевающий ученик, и оценки у него бывают разные, от плохих до хороших. И как обычная мама, я его ругаю. Но в целом всегда говорю: что бы ни произошло в школе, не надо паниковать и делать необдуманные поступки. Недавно услышала, что из-за ВПР не оставляют на второй год. Результат подшивают в личное дело. Не знаю, так это или нет, — говорит мама четвероклассника.
«Все поймут, что я все-таки был»
После случая в школе, где училась погибшая девочка, собрали экстренное общешкольное родительское собрание. Директор центра «Эго», руководитель кризисной службы Дмитрий Юрков рассказал, что в прошлом году по краю было зафиксировано 34 случая, когда подростки пытались уйти из жизни. Часто причиной этого становилась плохая успеваемость в школе. Опрос показал, что 63% восьмиклассников считают, что родители любят их за оценки. Дети воспринимают критику их успеваемости как личную обиду, как будто родитель оценивает не их достижения, а их личность. Одна школьница написала русский язык на 96 баллов и пошла прыгать после того, как мама сказала: «А что не 100?».
— Я дочери в 3-м классе разрешила быть самостоятельной, ее двойки — это ее двойки, я перестала заглядывать в тетрадь. Она перестала бояться, — рассказала председатель родительского комитета школы на собрании.
По словам Дмитрия Юркова, беседа с одноклассниками погибшей показала, что дети в этом возрасте еще в принципе не готовы к теме смерти. Когда дома умирает хомячок или собака, им говорят, что он «уехал в санаторий». Опрос тех, кто пытался свести счеты, показал, что у детей в большинстве искаженное представление о смерти: им кажется, что смерть — это иное состояние и они не уходят из жизни навсегда.
Чтобы понять, что ребёнок готовится совершить непоправимый поступок, специалисты советуют тщательно следить за его поведением. Если подросток стал вести себя иначе, стоит насторожиться. Один из тревожных звоночков — изменившийся стиль питания: стал есть слишком много либо слишком мало, пить много кофе. Есть и другие косвенные признаки — поменял зеркало в комнате, рисует много кругов или проявляет небрежность в почерке.
— Должно насторожить, если ребенок не идёт с вами на контакт. Родители усаживают — давай поговорим, ребенок закрывается. Важно разговаривать вскользь, как бы невзначай, — говорит Юрков.
Следователь СК по Центральному району Анастасия Стукалина говорит, что помимо оценок часто подростков толкают на необдуманные поступки фильмы и сериалы, которые они смотрят.
— Сериал «13 причин почему». Дети, посмотрев этот фильм, видят: красивая девушка красиво уходит из жизни, это все красиво, это все празднично — «Пожалуй, я повторю», — говорит Стукалина.
Подливают масло в огонь и множественные группы во «ВКонтакте», пропагандирующие определенные реакции: «Кто-то кого-то полюбил, поцеловал — всё, моя жизнь кончена». Это, по словам следователя, «подогревает детей». Сейчас в Сети появляется множество групп — последователей «Синего кита» — «Рыжий лис», «Розовые пони», «Разбуди меня в 4:20».
— В данных группах есть красивые картинки об этом. Дети в таком возрасте, лет до 16, пытаются подражать этому, они хотят быть красивыми: «Я это сделаю, наконец-то меня начнут ценить. Тогда все поймут, что я все-таки был».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)