Технически одаренные ученики показали авторские наработки после окончания бесплатного диджитал-курса
Как заинтересовать школьников учебным процессом? Над этим ломают голову и учителя, и родители, и чиновники от образования. Но организаторы школы «Ученые будущего» — благотворительный фонд «Согреваем cердца» Сибирской генерирующей компании и интерактивный музей науки «Ньютон-парк» — нашли ответ на этот вопрос. Главное, считают они, дать школьнику возможность применить знания на практике. Тогда процесс освоения новых навыков станет захватывающим и результативным. Именно полезность стала основным критерием при подготовке учениками школы своих выпускных проектов, которые были представлены на суд экспертов.
Идея организовать в течение учебного года образовательный модуль «Ученые будущего» родилась после успеха летней школы с одноименным названием. Тогда за две недели технически одаренные ученики 8–10-х классов реализовали настоящий научный эксперимент.
— После летней школы мы увидели, что есть большой интерес к такому формату обучения. Поэтому решили сформировать еще несколько обучающих модулей в течение года, но уже в сфере программирования и 3D-моделирования, — говорит заместитель директора красноярского филиала СГК Анастасия Дьякова.
Из 160 школьников, пожелавших стать «учеными будущего», по результатам вступительных испытаний были выбраны 20: по пять человек на выбранный курс одного из четырех направлений: Android-кодирования, программирования на Python для одноплатного компьютера Raspberry Pi, программирования на С++ со сборкой микросхем на платформе Arduino и 3D-моделирования с последующей печатью моделей на 3D-принтере.
Ребятам предстояло не только овладеть базовыми знаниями, но и применить их на практике — реализовать собственный проект под руководством наставников из СФУ и «Нютон-парка» и защитить его перед экспертным советом. Но прежде чем каждый участник выбрал собственную тему проекта, ребятам предстояло пройти курс практических занятий, а также научиться проектной работе: ставить цели и задачи и отслеживать результат на каждом этапе.
Перед защитой эксперты предупредили юных ученых, что будут оценивать их проекты по нескольким критериям: оригинальность, польза и насколько успешно удалось завершить работу в нужное время.
В направлении 3D- моделирования всем эти критериям, по мнению членов экспертного совета, соответствовал проект восьмиклассника Никиты Назарова. Уменьшенная модель каркасного дома, которую он разработал по просьбе отца, работающего в сфере строительства, покорила как своим исполнением, так и реальными перспективами. Юный ученый предложил не только создавать 3D-макеты для визуализации технологии возведения каркасных домов, но и разработать приложение с демонстрацией разных типов таких зданий.
Проект Никиты Назарова стал победителем в этом направлении. И вероятно, больше самого мальчика радовались победе сына родители, которые пришли подержать его на защите.
— У Никиты с детства интерес к конструированию, моделированию. Он очень любил «Лего» и очень быстро, буквально в течение пары часов, мог сделать такие модели, над которыми люди трудятся неделю, — рассказывает отец Никиты Виктор Назаров.
— Школа «Ученые будущего» — это колоссальный проект! — убеждена Мария Назарова, мать Никиты. — Я считаю, что инициативы, направленные на поддержание интереса детей к нестандартным подходам к науке и технотворчеству, сегодня просто необходимы. Сын уже сейчас видит свое развитие в 3D-моделировании. Школа «Ученые будущего» стала настоящим прорывом для него. Пока он не выбрал, куда будет поступать, все-таки еще 8-й класс, но направление уже для себя обозначил. Плюс он активно начал изучать английский язык, чтобы расширить горизонты познания в этой области.
Среди программистов лучшими оказались Егор Шарыпов с проектом приложения для Android «Ньютон-парк гид», Иван Гусев в секции программирования на Python для Raspberry Pi с проектом «Танковый триатлон» и Константин Разводовский в программировании на C++ для Arduino с проектом «Японские кроссворды».
К слову, по мнению членов жюри, все проекты в направлении IT, представленные на защите, имеют возможность реального завершения.
— Может быть, где-то аналитика конкурентов не проведена, не решены технологические нюансы, но ребята зацепили такие интересные темы, которые вполне реально сделать коммерческими, — убеждена член экспертного совета заместитель начальника проектного офиса «КРИТБИ» Юлия Грибанова. — Основная задача была — дать детям реальные знания, привязанные к конкретной технологии. И поэтому если это было программирование, то работа привязывалась к определенной плате, операционной системе, например Android. Эту логику было очень важно соблюсти, чтобы участники чувствовали реальность воплощения своих проектов.
— Я очень рад, что к нам в школу поступили такие целеустремленные ребята, — говорит директор научной школы «Ученые будущего» Антон Шарыпов. — Мир в последнее время меняется очень быстро. Появляются новые требования к компетенциям, к умению работать в команде, планировать свою работу. Школа «Ученые будущего» как раз нацелена на то, чтобы дать детям такие компетенции и социально адаптивные навыки.
Организаторы уверены, что школа «Ученые будущего» будет меняться и совершенствоваться от курса к курсу. Уже завершился конкурсный отбор на второй обучающий модуль. Новые «ученые будущего» приступили к занятиям, и скоро их тоже ждет защита собственных проектов.
— Школа «Ученые будущего» для Сибирской генерирующей компании — это один из проектов развития территории. — говорит заместитель директора Красноярского филиала СГК Анастасия Дьякова. — Теплоэнергетики заинтересованы, чтобы те города, в которых работают наши предприятия, были благополучны, чтобы развивались наука, техника, прогресс. Чтобы талантливые ребята, выбирали инженерные специальности в вузах и остались работать в крае.