В Красноярске закончилось самое страшное испытание для выпускников — ЕГЭ, и настала веселая пора выпускных. Пока модницы готовят наряды, мы пообщались с пятью мамами, решившимися на переезд в другие страны вместе с детьми. Первое, с чем пришлось столкнуться, — даже не выбор дома, а школы для малышей. Где учебный год начинается в марте, почему школьники спят на полотенцах вместо кроватей, а за пропуски в дом придет полиция, — всё в материале далее.
Марина в 2014 году с мужем, дочкой Софией и сыном переехала в США. Сейчас они живут в полудеревне на 15–16 тысяч человек — Спрингфилде(40 минут до Нью-Йорка):
«В августе 2014 года мы прилетели в Нью-Йорк. Поскольку здесь дети идут в 1-й класс с 6 лет, у нас остро встал вопрос, что нужно найти подходящую школу. И если в России вы сначала ищете жилье, то в Америке сначала ищется школа. Пока мы жили 2 недели в отеле, штудировали рейтинги школ. Есть сайты, где они публикуются по районам от 1 до 10. Самый оптимальный — 6–8. Есть и 10, но это очень дорогие районы, где нам жилье пока недоступно. Рейтинг меняется ежегодно в зависимости от результатов тестирования школ.
Мы нашли несколько вариантов и поехали смотреть на сам дом. Когда понравилось место, решили обосноваться и после оформления документов на квартиру со справками о прививках и заявлением пошли в школу. Она бесплатная — тут закон, что ты обязан предоставить ребенку образование.
Учебный год начинается с сентября и заканчивается в 20-х числах июня. Дети учатся 12 классов. Школы поделены на 3 уровня. Это все абсолютно разные здания и организации: начальная (начинается с подготовительной группы в садике), средняя и старшая. Как таковых государственных детсадов здесь нет: до 4 лет дети предоставлены своим матерям. У первоклашек нет стресса, потому что со зданием школы они знакомы с 5 лет. Только отдыхают меньше. Например, есть время, когда могут полежать. Нет кроватей, приносят полотенца с собой. Когда дочка София пошла в 1-й класс, ей не хватало этого лежания.
Мне очень понравилось, как у них настроена система на приезжих. Когда я была дома, любой конфликт, недопонимание, сын расстраивался и плакал, мне звонили со школы: "Не могли бы вы прийти?". Я приходила, обнимала его, выясняли проблему. Я не говорила тогда по-английски и не понимала, что говорят. Всё подстроено на эмигрантов без языка. Думаю, требований, что должен уметь ребенок, нет.
Насчет экзаменов и выпускных точно сказать не могу, я это еще не проходила. Сын учится в 4-м классе — ему 9 лет. Дочь София учится в 1-м классе. Здесь в принципе не знают, что такое устные экзамены: только тестирования и сочинение.
По поводу взаимодействия учеников и учителей. В американских школах каждый год меняются классы — детей и учителей растасовывают. Это делает людей гибкими, лояльными и умеющими подстраиваться под особенности других, расширять кругозор.
Учебников (по крайней мере до 4-го класса) нет. Дети занимаются по распечаткам книг на листочках А4 или по заданиям от учителя. Поскольку каждый год разные люди, у них очень доброжелательная атмосфера в классе. Учитель не командир и начальник, а как ведущий — направляет детей. Дети могут передвигаться во время занятий по классу, если не мешают вести урок, всегда высказаться. В начальной школе нет парт, а столы на 4–5 человек. Когда читают книжки, сидят на полу в такой более домашней атмосфере. Часто родителей привлекают в школу. Если кто сидит дома и нечем заняться — "вэлком" в школу. Я так и учила английский первые 2–3 года. Очень нравилась атмосфера: очень трогательно, все поддерживают, улыбаются.
Всё взаимодействие родителей или учителей — через email или через папку (она есть у каждого ребенка). Учитель может передавать записки. Собрания здесь, поскольку академическая успеваемость — это очень интимная вещь, которую нельзя обсуждать со всеми. Вместо собраний есть конференции (весной и осенью), где в течение 2 дней на 10 минут родитель может прийти к учителю. Нужно записаться заранее. Родителю подробно расписывают о плюсах и минусах ребенка».
Ирина. Ее семья жила в Буэнос-Айресе (Аргентина) в 2015 году, когда она решила, что рожать вторую дочь будет именно в этом городе. Один год ее старшая дочь Алена училась в местной начальной школе:
«Школа делится на "примарию" (первые 5 лет) и "секундарию" (6 лет). Ребенка было не тяжело устроить, мы очень переживали. Учебный год начинается в марте. В это время здесь осень. Ей как раз было 6 лет, и мы решили — давайте попробуем. Что необычного мне показалось? У них каникулы не 4 раза в год, а два — как у студентов. И зимой они длятся две недели. Остальное время они учатся, но учебный процесс выстроен не напряженно. Вообще, детям принято учиться в частных школах. Но частные школы — не то что у нас. У нас "частное" равно "элитное". Нашу школу 50 лет назад образовал Сальвадор, и она до сих пор существует. Есть муниципальные школы, не могу сказать, чем в плане учебы они отличаются. Это была вторая школа в нашем районе, куда мы обратились, в первой не было мест. Я не могла возить ее по всему городу — у меня был маленький ребенок.
Мы платили недорого: около 3 тысяч песо в месяц. Тогда доллар скакал, умножали на 3–4. Это 9 тысяч рублей в месяц, мы сейчас столько платим за частный детсад в Красноярске. Для сравнения: за квартиру мы платили 6,5 тысячи песо. Средняя зарплата, по-моему, 15–20 тысяч в месяц.
Учебный день начинался в 8:30 и заканчивался в 16:30. Туда входили учебные занятия, а вторая половина дня посвящена разным активностям: бассейн, рисование. Аленка пошла туда абсолютно без знания испанского языка и не чувствовала себя дискомфортно, что мне нравилось. Там дети даже игрушки с собой носят в школу, они только-только закончили детсад. У них нет такого: подготовка к школе, чтобы ты пришел и, не дай Бог, не знал букв. Логичное продолжение детского сада.
Я не знала, зачем нужен рюкзак: у нас там лежала только маленькая тетрадка. Такого понятия, как дневник, нет. Есть общая тетрадь, где переписываются учителя и родители. Есть заметки: "Мама, обратите внимание, Алена сегодня ела одни сосиски", "Алена сегодня не позавтракала или не захотела пить молоко". Не потому, что меня хотели уличить, а просто обратить внимание. Когда у Алены выпал зуб, ей приклеили его в дневник. Дни рождения отмечают всем классом, если у кого-то день рождения, я в дневнике вижу открыточку, что нас приглашают. Учебники и тетрадки все были в школе, домашних заданий в первом классе не было. В дневнике был вклеен конвертик, куда клали деньги. Например, на фотосессии.
Тьютора у нас не было. Я знаю, что их дают в школах. У меня подруга уехала в США, там у каждого русского ребенка есть тьютор со знанием языка. Но нам повезло: там была медработник — старенькая бабушка, говорящая по - русски. И иногда она Алену выручала. Просто настолько доброжелательное отношение, и между детьми, в принципе дружелюбная страна.
Когда я приходила за Аленкой, спрашивала о ее успехах, учитель отвечала только: "Перфекто". Мне никогда не рассказывали, что у меня ребенок что-то не понимает. Тем более не было собрания, где при всех родителях тебе рассказывают: "Вот, Вася Сидоров двоечник". Всегда тет-а-тет.
Все стремятся попасть в частные школы. Но нет такого: я богатый и крутой.
Когда вернулись сюда, она сразу пошла в 1-й класс. Привыкнуть тяжело было мне — не ей. Я привыкла к одному общению с учителями и директорами. Нет такого, что дети сидят только за партами и не могут встать. Например, урок по музыке. Приходит Пабло с гитарой, они вокруг него в кружочек на полу садятся, изучают какую-то песню. Конечно, им это нравится.
Английский ее выручал, она могла выразить свою мысль: "Лук". Дети быстро адаптируются. Через полгода стала на "суржике" со мной разговаривать (половина русских слов, половина испанских). Могла спросить: "Мама, а дядя из какого «паИса»?" (pais - по-испански "страна"). То есть, из какой страны. Я была в шоке, как это быстро происходит.
На питание сдавали 1 тысячу песо (3 тысячи рублей) в месяц. Когда у нас были трудности с деньгами, я собирала ланч-бокс».
Валентина, переехала в Лондон в «нулевых». Там встретила супруга Павла и родила дочь Машу:
«О местной системе образования могу только судить на примере начальной школы моей дочери. У Маши школа обычная, государственная, так что не могу сравнивать с частными платными.
В обычной школе обычно в классе 30 человек, один учитель и один-два ассистента учителя. Учитель непосредственно учит, составляет учебный план, проверяет работы, а ассистенты ему помогают с детьми, с организационными и подготовительными вопросами, занимаются с определёнными детьми. У Маши сейчас два ассистента в классе, но они в разные дни и часы бывают.
Группы в классах есть, но меняются достаточно часто, и не каждый учитель скажет, почему он так детей посадил. Часто смешивают по способностям, садят более сильного с чуть более слабым академически, чтобы тогда они работали в паре. И по поведению рассаживают: болтушек-подружек или детей, которые не в ладах, рядом не посадят.
Сейчас Маша в "year 4" — эквивалент нашему второму классу. Просто с 4–5 лет подготовительный (reception class), а потом "year 1" и т.д, до "year 6". На этом начальная школа заканчивается и дети переходят в среднюю школу (secondary school), там продолжается "year 7" и т.д. Оценок у Маши до сих пор нет. Как ребёнок учится, можешь узнать у учителя на собрании, официальные 3 раза в год, один на один всегда. Других детей вообще никто не обсуждает. Если есть вопросы — спросить можно и вне собрания, подойти после школы или записаться на определенный день.
В конце учебного года дают подробнейший отчёт по всем предметам, поведению, успеваемости. У них какая-то своя шкала в буквах, но смысл — отметить, завершил ли ребёнок учебный год на ожидаемом для его возраста уровне, отстаёт от школьной программы или уходит вперёд.
Помимо учебы бурная социальная жизнь: дают представления, часто ездят по музеям, интересным местам, делают проекты, приходят к ним авторы детских книг общаться, аниматоры, музыканты. Прямо жизнь очень насыщенная, бьет ключом.
Есть определённый план от министерства образования, что, например, к концу четвёртого класса ребёнок должен уметь делать это и это. А каждая школа сама даёт материал как считает нужным, учебников нет у детей, как у нас были в школе. Есть сайты — ресурсы у учителей, они задания берут оттуда.
Суть такая, чтобы ребёнок знал определённый набор знаний, методов и навыков, но над школой никто не будет стоять над душой, чтобы вы шли по конкретному пути и графику. Хотя получается, что в принципе примерно одинаковые задания по школам. Посещаемость очень строго проверяется — записка от мамы не прокатит. Кашель или сопли — не причина не идти в школу. Если, конечно, не что-то очень серьезное.
Если ребёнок заболел или что ещё случилось — звонишь утром в школу, предупреждаешь, что не придёт. Не позвонишь и не предупредишь, а ребёнок не пришёл, начнут сами из школы тебя искать. Если по указанным номерам телефонов не нашли — в полицию должны сообщить, чтобы проверили, что случилось с родителями и детьми. За пропуски без причины штрафуют».
Наталья, живет в Милане:
«С самого детства и до сознательного возраста я мечтала переехать в страну, похожую на женский сапог. И не потому, что мне жилось в России плохо, а потому, что отец-итальянец наградил меня двойным гражданством. Так что когда получила свой ненавистный диплом, над которым пыхтела восемь лет, я купила билет в один конец и помахала Родине из иллюминатора.
Между Италией и Россией, в получении среднего образования, есть явные различия. Во-первых, итальянская система образования делится на 3 этапа: начальная (scuola elementari), в которой обучение длится 5 лет, средняя (scuola media), в ней обучение длится 3 года, и лицей (scuola superiore), обязательных 2 года и на усмотрение ученика оставшиеся 3 года (но в общем 5 лет). После 5 лет обучения в младшей школе и 3 лет в средней сдаются письменные и устные предметы.
Больше детей отдают в обычные муниципальные школы. Так как не все готовы платить от 5000 до 9000 тысяч в год. И если ученик всё же планирует поступать в вуз, то ему лучше учиться в муниципальной. Там другая система обучения.
Каждая школа — это отдельно стоящее здание, никак не связанное между собой. Поэтому большая часть одноклассников всегда разная. Этим государство хочет приспособить детей к новым обстоятельствам в жизни и чтобы они не боялись перемен.
Дети идут в школу не с семи лет, как у нас, а с шести, и иногда даже с пяти. Нет, не развлекаются, так же проходят математику, итальянский и учат английский. Но детям оценки как таковые не ставят, пишут "хорошо", "отлично" за сделанные задания. В целом в Италии десятибалльная система оценок. Правда, то, что ниже шести, считается "неудовлетворительно", но и за "десятками" никто не гоняется.
Правда, обязательное образование в Италии до 16 лет, и если школьник не хочет дальше учиться в университете, то он может пойти в проф. школу, где его научат мастерству электрика, автослесаря или механика.
До третьего класса детей не учат ни писать, ни считать, зато религия считается обязательным предметом в системе образования. Учиться школьники начинают не с первого сентября, а где-то через недельку, а на юге и вовсе через две».
Александра Демидова, психолог, «зимует» с дочерью Милой и сыном Марком в разных странах:
«Я путешествую с детьми, и у нас нету плана: мы путешествуем, чтобы найти место на Земле. В Красноярске мы жить не хотим, ввиду известных всем причин. У меня тем более мама от рака умерла, очень много я в этой сфере крутилась, пока лечила, и знаю, как увеличилось число онкобольных. Это решение созрело лет 8 назад. И раньше мы просто зимовали — это 3, 4, 5 месяцев. Потом я развелась, мне было сложно, мы год провели в Красноярске.
Развод случился, жить в Красноярске я не хотела и выбрала Сочи. Но как-то волей судеб занесло нас на Самуи, пожили там немножко. Потом я изучала Крым, — 4,5 месяца там пожила, в прошлом году 3–4. Но Крым и Сочи выпадали на май, июнь, июль, август, сентябрь. То время, когда в школу необязательно ходить. Поскольку мы начали давно путешествовать, опыт подготовки ребенка к самостоятельной подготовке начался в возрасте 6 лет. Я тогда взяла учебные материалы, дочка ходила в школу волшебников, и начала сама с ней заниматься. Я знала технологии, консультировалась, искала информацию: как правильно вводить ритм, на что важно сделать акценты, чтобы не превратиться в учителя ребенку и не испортить ему психику. Всё это получилось, потому я овладела технологией, которую смогла тестировать на собственном ребенке.
Потом был первый класс, где дочка отучилась порядка 2 месяцев. Потом был 2-й класс, где она отучилась месяца два-три. Третий она полностью ходила и четвертый ни дня не была в школе. Первые три года мы полюбовно договаривались со школой, ее отпускали на домашнее обучение по заявлению. При этом у нас были хорошие отношения в классе, учитель высылал нам какие-то контрольные и ребенок занимался по программе. Последний год школа подняла шум, грозилась полицией и я ее забрала на семейное образование, выкупила несколько программ онлайн. Вся начальная школа за 4 месяца Виктории Кузнецовой (от 19 тысяч рублей за курс), и еще куча кружков из серии архитектура, каллиграфия, и на месте она ходила на акробатику.
Поскольку мой ребенок на семейной форме, я много кручусь среди таких же родителей, у нас есть целое сообщество, "Фри фром скул" называется. Есть фестивали, где родители делятся своим опытом и находками. Но по закону родитель может в любой момент забрать ребенка из школы и приводить снова. У нас очень лояльный закон, и это здорово, потому что обязан ребёнок сдать экзамены только в 9-м и 11-м классах. Всё остальное — комфортный ритм выбирает родитель. Как будет сдавать экзамены: экстернат, прикрепляться к школе. Кто-то при посольстве сдает экзамены.
То есть родителям, которые едут в путешествие, нужно изучать законы. Они должны понимать, что ответственность полностью на них.
Что касается школ. Удалось поучиться в Паттайе в русской школе. В английскую я ее не отдавала, но у нас английский язык по скайпу, плюс есть возможность общаться с носителями языка.
Ну и последний опыт: у меня ребенок прям запросился в школу, поскольку в Таиланде русское население, которое приезжает на "зимовки", начало уезжать на летнее время в Россию и стало скучно. Я ее отдала в школу, и это был прекрасный опыт: по сути, это индивидуальное образование. 2–3 ребенка в классе, весь май она отучилась в школе. Выяснилось, что она идет по программе прекрасно самостоятельно, всё успевает. Последний учитель больше уверенности ей дал.
По ценам. Конечно, это не самое дешевое удовольствие. Но чем меня привлекает, если я вывожу ребенка онлайн, это не значит, что она сидит перед компьютером. Это значит, что мой ребенок в день тратит на такое сильное академическое образование — русский, математика, английский — порядка 2–2,5 часов. Она может встать в 7 утра, с 7 до 10 поучиться, а дальше куча времени для кружков, в которые, если ребенок со 2-ой смены учится, то на них не попадает. И там до конца нужно делать домашнее задание. Здесь режим другой, но очень важная задача родителя — запустить этот процесс: научить, выдать техники тайм-менеджмента.
Это приносит определенные плоды, потому что у меня ребенок гибкий в отношении адаптации обратно в школу, обратного выхода на самостоятельное обучение. Если есть какие-то путешествия и приключения, то ребенок понимает, что нужно будет немножко усилить, больше посидеть, но зато пару недель получить выходных. У меня есть важное правило: она учится каждый день, кроме выходных и дней переезда. Эту ритмичность очень важно соблюсти».
Фото и видео предоставлены героями публикации
Новости, мемы и горячие споры — в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)