С момента начала военных действий на Украине, введения экономических санкций в отношении России и последующего ухода из нашей страны ряда зарубежных брендов в красноярских магазинах бытовой техники начал меняться ассортимент. В этом убедился корреспондент NGS24.RU, который под видом покупателя пообщался с сотрудниками магазинов и посмотрел, какие новые компании пытаются сейчас занять нишу прекративших поставки в Россию иностранных фирм.
Вечером в будний день в «М.Видео», который расположен в красноярской «Планете», традиционно немноголюдно. При входе в магазин в глаза бросается отсутствие отдельного «островка» с техникой от компании Apple, где можно было частенько увидеть красноярцев, которые приглядывались к различным новинкам: последним моделям смартфонов iPhone, ноутбуков MacBook и моноблоков iMac.
По словам консультанта, отдельную секцию с «яблочными» устройствами демонтировали в начале осени — хотя, как утверждает мужчина, это можно было сделать еще раньше — когда началась спецоперация и Apple объявила о прекращении официальных поставок новых гаджетов в Россию.
— Насколько я знаю, компания [Apple] платила какую-то сумму денег за существование этого «островка». Он существовал не только для продаж, но и для рекламы продуктов компании, выделяя ее среди остальных таким вот образом. Но когда прекратились официальные поставки новых устройств в Россию, то и смысл в «островке» отпал. Не демонтировали его раньше просто потому, что по большей части руки не доходили, — объяснил сотрудник магазина.
В секциях с ноутбуками также меняется ассортимент. Стало больше техники от фирм, которые заявляют прямо о своем китайском происхождении: это и уже знакомые россиянам Huawei, Honor и Xiaomi, а также менее известные MaiBenBen и Thunderobot. Последняя фирма, как уточнил консультант, специализируется на выпуске дорогих «ультрабуков» для любителей компьютерных игр, которым требуется высокая производительность: отсюда и мощная «железная» начинка топовыми процессорами и видеокартами, а также высокая стоимость, которая может спокойно приближаться к 200 тысячам рублей за ноутбук.
Новые открытия ждут красноярцев и в разделах с телевизорами. Здесь также не обошлось без появления как совершенно новых брендов, так и брендов, популярных в 90-е годы. Примером последнего являются телевизоры немецко-турецкой компании Grundig, собирают которые в Турции.
— Покупатели, которые родились уже после распада СССР, конечно, эту фирму не знают. Но людям более старшего возраста этот бренд должен быть хорошо знаком, он был в магазинах еще в 90-е годы. На мой взгляд, они делают достаточно неплохую технику: в моделях подороже производитель не скупится на установку качественных матриц для дисплеев, у которых есть поддержка технологий Dolby Vision и HDR10 для улучшения картинки, — рассказывает консультант.
Среди моделей телевизоров также стало больше китайских брендов. Например, можно наткнуться на «ящики» со значками HEC — под этой маркой, как объяснил сотрудник магазина, китайская фирма Haier предлагает более дешевые модели для покупателей с более низкими доходами.
На витринах всё еще можно обнаружить и модели телевизоров от таких фирм, как Sony, Samsung и LG, правда, их ассортимент несколько сократился: Sony и LG прекратили официально поставлять свою технику в Россию, поэтому сейчас продается то, что осталось на складах. Samsung, по словам консультанта, начал по параллельному импорту ввозить в Россию технику через Казахстан «в очень ограниченных количествах».
Но помимо уже ставших привычными китайцев с остатками японцев и корейцев, можно наткнуться и на техноэкзотику — как в случае с брендом Artel из Узбекистана, который предлагает покупателям не только телевизоры, но и холодильники, стиральные машины, электроплиты и ряд другой бытовой техники.
По словам сотрудника магазина, покупатели ведут себя по-разному в условиях, когда с прилавков постепенно исчезают уже знакомые бренды и появляются новые.
— Есть такие люди, которые до последнего, видимо, не будут принимать новинки и будут готовы брать только что-то от уже знакомых фирм, даже не обращая особого внимания на их технические характеристики. Но есть и такие покупатели, которые готовы к знакомству с новыми брендами. Ту же технику от узбекской Artel при мне люди вполне спокойно приобретали. Поэтому я думаю, что своих покупателей они смогут найти, — вспоминает сотрудник.
Все консультанты, с которыми пообщался корреспондент NGS24.RU, отметили, что за 2022 год они не отметили сильных изменений в потребительском поведении красноярцев. По словам работников магазинов, и раньше существовало четкое деление покупателей на тех, кто готов выложить побольше денег на приобретение новой техники, как и на тех, кто искал модели подешевле, — существенного перетока одной категории потребителей в другую пока что не происходит.
Все сотрудники магазинов также были едины во мнении, что прекращением поставок одними брендами воспользуются другие компании, которые постараются насытить рынок своей техникой: в первую очередь этого хотят компании из Китая и стран СНГ. А вот смогут ли российские производители занять места европейцев, американцев, японцев и корейцев или успешно конкурировать с китайскими фирмами — работники магазинов предположить затруднились.
Ранее мы рассказывали, как меняются потребительские привычки жителей Красноярска. А также о том, как в новых условиях выживают местные торгово-развлекательные центры.
Вы готовы покупать бытовую технику непривычных марок?