Торговая сеть «Лента» заявила о намерении построить в Красноярске свой третий гипермаркет. Новость тут же заставила читателей отчаянно спорить о ценах в различных сетях. Корреспондент НГС.НОВОСТИ отправился по супермаркетам и рынкам и изучил цены на основные продукты. Подробности — в материале далее.
О намерении сети «Лента» открыть в Красноярске третий по счету гипермаркет стало известно в субботу, 16 января. Точных планов компания не раскрывает, но, по неофициальным данным, гипермаркет появится в торговом центре Pokrovsky на пересечении ул. Линейной и Дмитрия Мартынова.
В минувшем году в наш город пришел новый игрок — сеть «Магнит», открывшая магазин в «Роще» и строящая еще один на Телевизорной. При этом некоторые сети, напротив, свое присутствие в городе сокращают. В августе сеть «O'Кей» закрыла гипермаркет в ТРЦ «Июнь», в конце года было объявлено о планах закрыть гипермаркет сети «Наш» в ТРЦ «КомсоМОЛЛ».
В жарких баталиях о ценах часть читателей восхищалась «Лентой», другие же приводили в пример магазины с более демократичными ценами. Чтобы разрешить спор, мы решили сами обойти известные торговые сети, а также заглянули на рынок «Енисейский привоз». Сравнивали цены только на одни и те же продукты.
Однозначного лидера по дешевизне и дороговизне выявить не удалось. В той же «Ленте», например, можно найти как весьма дорогие бананы, так и доступную по цене свинину (шею).
Рынок «Енисейский привоз» отличился самыми дешевыми яйцами, молоком и макаронами, при этом мясо там существенно дороже, чем в торговых сетях.
Торговец с рынка дороговизну мяса объясняет его свежестью: «Мясо свежайшее, сам вожу с Новоселово. Ну и тут рынок, мы скидку дать можем». Продавец круп и макарон на этом же рынке дешевизну своей продукции объяснил тем, что товар они берут преимущественно на оптовых базах и у разных поставщиков, поэтому им и удается снижать цены.
Представители сетей причиной разницы в ценах называют различие форматов. «У всех форматов своя ценовая политика, которая объясняется разными издержками, разными торговыми площадями, логистикой», — говорит директор по маркетингу ТС «Красный Яр» Вадим Журов. По его словам, играет роль и работа с поставщиками: с кем-то удается договориться о снижении цен, с кем-то нет.
В прошлом году красноярцы столкнулись с почти 12%-ным ростом цен, уверяют статистики.
По их подсчетам, с декабря 2014 года по декабрь 2015 года больше всего подорожали фрукты (+27,4 %), рыбопродукты (+22,1 %), масло (+21,3 %). Макароны прибавили в цене около 20 %, хлеб — 13,9 %, молочка — 9,7 %.
В целом же по стране цены на продовольствие за год взлетели в среднем на 14 %.
Официальные цифры инфляции реальны относительно той абстрактной продуктовой корзины, что рассчитывают статистики, полагает руководитель экономической программы Московского центра Карнеги Андрей Мовчан. По его словам, реальная продуктовая инфляция была гораздо больше — порядка 30 % по основным группам товаров. «Здесь надо скорее говорить о том, что товары длительного пользования, как, например, недвижимость, за счет падения спроса тянули инфляцию вниз, а товары повседневного потребления резко выросли в цене — по некоторым параметрам на 60–70 %», — отмечает эксперт.
По мнению экономиста, порядка 10 % к подорожанию продуктов добавил запрет на ввоз продуктов из стран Европы, 10–15 % — эмбарго турецких овощей. При этом он уверяет, что эти явления локальны: летом, например, турецкое эмбарго не будет играть роли, поскольку появятся российские овощи.
В 2016 году Андрей Мовчан прогнозирует инфляцию от 10 до 20 %. В первую очередь будет влиять падение рубля — Россия сильно зависит от импорта. Также в росте цен сыграет роль падение производства. С другой стороны, инфляцию будет сдерживать сокращение потребления со стороны покупателей.
Максим Косов
Фото автора (1), иллюстрация Артема Ленца (2)