Накануне грядущей остановки на ремонт двух ключевых поставщиков бензина в Красноярск топливный рынок зашатало. Горожане с тревогой ожидают роста цен и дефицита топлива, а владельцы независимых АЗС изыскивают средства, чтобы выжить в условиях закрытия двух ближайших нефтеперерабатывающих заводов, и обращаются к поставщикам из других регионов страны.
Два ключевых поставщика бензина и дизтоплива в Красноярск — Ачинский и Омский нефтеперерабатывающие заводы — в конце сентября закрываются на профилактический ремонт. Об этом сообщили в пресс-службе министерства промышленности, энергетики и торговли края.
По данным ведомства, Ачинский НПЗ остановится 29 сентября, а завод в Омске начнет профилактику 20 сентября. Представитель Ачинского НПЗ Ирина Солодухина не смогла сообщить никакой информации о возможных сроках запуска завода, однако в министерстве промышленности края рассказали, что это плановые профилактические работы — на заводах они ведутся в течение месяца.
Начальник управления корпоративных коммуникаций Омского НПЗ Альбина Медведева грядущее закрытие всего завода опровергла — в беседе с корреспондентом НГС.НОВОСТИ она пояснила, что с 20 сентября у них начнется плановая реконструкция всего одной установки глубокой переработки мазута КТ 1/1, которая позволит заводу перейти на 100%-ный выпуск бензина класса «Евро-5». По ее данным, ремонт может занять до 55 дней. «Завод продолжит работать — и ни к какому снижению объемов производства топлива это не приведет, и на краевой рынок не повлияет», — уверяет она. Как правило,
заявлял в прошлую пятницу министр промышленности края Анатолий Цыкалов. Чтобы избежать ажиотажного спроса на топливо, как в прошлом году, когда Ачинский НПЗ остановился из-за аварии, министр собрал игроков рынка и предложил мелким и средним АЗС запастись топливом впрок. Тем, у кого нет собственных емкостей, ведомство пообещало предоставить часть пустующих мощностей по хранению бензина компании «КНП» на льготных условиях.
Всего в распоряжении у «Красноярскнефтепродукта» 370 топливных резервуаров общим объемом в 275,9 тыс. тонн. «Конкретный объем мощностей мы предоставим по запросу — однако пока ни от одного из игроков рынка заявки на хранение и перевалку топлива к нам не поступило», — сообщил замгендиректора по нефтепродуктообеспечению и сбыту ОАО «Красноярскнефтепродукт» Максим Селин. Объем выделяемых мощностей и размер скидки, по его словам, будут зависеть от потребностей заявителей. Однако конкретных ценников представитель компании не озвучил — с каждым клиентом, по его словам, все обговаривается дополнительно. На сайте «КНП» автор нашел типовой договор с трехстраничным прайсом и целым рядом условий.
«В данной ситуации говорить о том, что это выход, будет неправильно. Где-то владельцы АЗС будут делать определенные запасы, но скорее всего будут задействовать собственные емкости», — считает руководитель «Союза владельцев независимых АЗС Красноярского края» Михаил Кичайкин. А собственных средств, по его мнению, практически ни у кого нет — в основном используют кредитные деньги, за которые нужно платить немаленькие проценты.
«К примеру, если небольшая заправка продает в месяц сто кубов топлива на 3 млн — нужно не только изыскать эти 3 млн, закупить на них топливо, но и, привезя его на базу, дополнительно заплатить за хранение, что приведет к дополнительным затратам – как минимум 50 коп. на каждый литр», —
поясняет эксперт. Для крупной сети эти расходы будут исчисляться десятками миллионов. Г-н Кичайкин опасается, что это приведет к удорожанию бензина на розничном рынке.
В прошлом году, по его словам, авария на Ачинском НПЗ привела к существенному удорожанию бензина — на 3–4 руб. за литр — и к его дефициту. Кроме того, авария сыграла существенную роль в переделе рынка — многие мелкие игроки ушли, а крупные нефтяные компании расширили свою зону влияния. «Ситуация с увеличением количества сетевых АЗС — это отголосок прошлогоднего дефицита. Период изобилия был недолгим, примерно с января по май этого года, а сейчас все вернулось в прошлогодней ситуации», — говорит он.
Напомним, бензин в Красноярске начал дорожать с середины июня. Так, стоимость 92-го бензина с 30,5 руб. за литр поднялась за лето до 34,5 руб., а цена 98-го уже перевалила рубеж в 40 руб. По данным Красстата, в августе текущего года по отношению к июлю в Красноярском крае цены на бензин выросли на 1,6 %.
Пока «КНП» ждет заявок, некоторые АЗС уже начали готовиться к возможному дефициту и стали активно запасаться топливом. Представитель сети АЗС «Сольвент» Вадим Иванов рассказал, что пока у них есть ачинские запасы, но новые партии бензина они уже заказали на заводе в Сургуте. «Заказали 400 тонн 92-го. У них бензин дороже на 2 тыс. руб. — в Ачинске тонну брали за 42 850 руб., но и бензин у Сургута по качеству даже получше, чем ачинский и омский. Больших запасов не держим — на это много денег нужно, но, например, АИ-95 сегодня есть около 250 тонн, на пару месяцев этого должно хватить», — говорит г-н Иванов.
Однако большинство независимых АЗС, по мнению руководителя объединения «Независимые отечественные нефтетрейдеры» в Красноярском крае Алексея Шурова, лишних средств не имеют: «Кредиты не дают — на какие средства они будут запасаться? Не исключаю, что многие игроки просто закроются, особенно мелкие».
У Михаила Кичайкина в данной ситуации наибольшие опасения вызывает дизельное топливо: на заводах оно начинает существенно расти в цене, плюс на период остановки заводов выпадает время перехода с летнего на зимний «дизель».
«В связи с этим не исключаю существенного дефицита именно зимнего "дизеля", отсюда и его возможное удорожание. В первую очередь прыгнут оптовые цены, а в розницу к зиме ДТ будет стоить 38–38,5 руб. за литр», —
прогнозирует он. Что касается самого ходового бензина АИ-92, то, по его словам, уже через месяц литр этого топлива дотянет до 36 руб.
Вадим Иванов уверен, что повторение прошлогодней ситуации маловероятно: «Тогда был форс-мажор, запасы подготовить не успели. Дефицит в крайнем случае покроют Сургут и Уфа — переход на них это дело времени». Солидарен с ним и представитель «КНП» Максим Селин — топливный рынок, по его словам, всегда рассматривается в целом по стране: помимо Омска и Ачинска у крупных нефтяных компаний есть и другие заводы. В случае нехватки топлива будут изыскивать возможности поставок из других регионов. «Мы же свои запасы формируем независимо от них, исходя из своих потребностей — мы знаем свою норму потребления. "КНП" полностью обеспечил запасы на нефтебазах на период ремонта НПЗ как минимум на месяц вперед», — уверяет он.
Однако Алексей Шуров их мнения не разделяет и мрачно прогнозирует: «Запросто может повториться прошлогодняя ситуация — и ценовые скачки, и дефицит топлива. Просто сейчас причина иная — нефтяным компаниям грузить бензин на экспорт гораздо выгоднее, и если они так хотят, то никто их не заставить отгружать бензин на внутренний рынок».
Максим Косов
Фото depositphotos.com