После длинных мартовских выходных в Красноярске начался очередной виток цен на бензин. Стоимость АИ-92 подскочила на 50 коп сразу в двух крупных сетях АЗС. Эксперты предрекают два сценария бензиновой гонки-2013. При оптимистическом развитии событий средний красноярец будет заливать в бак 22 % своего месячного дохода. При пессимистическом — почти треть. На сколько повысится стоимость бензина и при какой цене за литр автовладельцы пересядут на маршрутки — в материале НГС.НОВОСТИ.
Цены на популярный в городе бензин АИ-92 выросли в понедельник, 11 марта. В этот день в сетях АЗС «25 часов» и «Фортуна» стоимость литра данной марки бензина подскочила на 50 коп и составила 28,5 руб. Другие автозаправки города повышение цен пока обошло стороной, выяснил автор. Так, в сети «Магнат-РД» стоимость литра «92-го» составляет 27,3 руб., на бензоколонках компании «Красноярскнефтепродукт» — 27,9 руб. На АИ-95 цена не изменилась, оставаясь на уровне 31,4–32 руб. за литр.
При этом в компании «Магнат-РД» не исключили, что бензин в самое ближайшее время подорожает и на их АЗС. Такой сценарий укладывается в логику последнего, ноябрьского повышения цен на топливо, когда автозаправки повышали цены поэтапно по очереди. Застрельщиком роста цен тогда стала компания «Газпромнефть», поднявшая цену на АИ-92 на 1 руб. И в течение недели ценники тогда изменили «25 часов», «Красноярскнефтепродукт», «Магнат-РД».
Представитель объединения «Независимые отечественные нефтетрейдеры» в Красноярском крае Алексей Шуров объясняет текущее повышение цен увеличением объемов экспорта сырой нефти: «В конце 2012 года нефтяные компании перезаключали контракты на экспорт нефти, весь продукт шел на внутренний рынок. Предложение превышало спрос, что и обеспечило стабилизацию цен с декабря по февраль 2013 года. С конца февраля поставки нефти на экспорт увеличились и оптовая цена повысилась». Второй причиной подорожания цен на бензин представитель нефтетрейдеров назвал январское повышение акцизов.
«К лету стоимость литра АИ-92 легко перейдет рубеж в 30 руб. Предположить, что к концу года стоимость бензин дойдет до 40 руб., сложно, но, учитывая ноябрьские темпы удорожания, исключить этого нельзя», — прогнозирует г-н Шуров.
Более осторожный сценарий удорожания бензина автору представил специалист российского информационного центра «Кортес» (анализ рынка нефти и ГСМ) Александр Шкурин. По его прогнозам, толкать цену бензина вверх будет инфляция, рост железнодорожных тарифов на транспортировку ГСМ, повышение стоимости нефти на мировых рынках и переход на новый экологический стандарт. «С нынешнего года обращение топлива ниже класса Евро-2 в России запрещено. Некоторые заводы «Роснефти» не успели полностью перевести свои установки на производство топлива по новому техрегламенту. В связи с чем возможна некоторая нехватка бензина. Компания планирует завершить модернизацию к концу текущего года», — поясняет г-н Шкурин.
Аналитик предполагает, что в Красноярске удорожание цены бензина не выйдет за общероссийские 10–13 %, хотя и допускает, что из-за особенностей транспортировки бензин в городе будет стоить дороже, чем в соседних городах.
По данным Росстата, на 4 марта 2013 года Красноярск при средней цене 1 л АИ-92 в 27 руб. 92 коп оставил позади себя Кемерово (27 руб. 22 коп.), Новосибирск (27 руб. 63 коп.) и Омск (27 руб. 80 коп.). В самом Красноярске, по выкладкам статистиков, по сравнению с ноябрем 2011 года стоимость литра «92-го» выросла почти на 3 руб.
Сегодня средний красноярец на поездки по городу в режиме «работа — дом, отдых на выходных» заливает в свой бак в месяц около 200 л топлива, что обходится в 5700 руб. при цене АИ-92 в 28,5 руб., подсчитал автор, изучив мнения посетителей автомобильных форумов 24AUTO.RU и drom.ru.
При самом оптимистичном прогнозе (бензин до конца года подорожает на 10 %) сумма затрат на заправку автомобиля увеличится на 570 руб. Если учесть, что средняя зарплата в городе, по последним данным, составляет 28 734 руб., то в бензобак житель города будет отправлять 22 % своего месячного дохода.
Красноярец Максим Матвиенко, отдыхавший с семьей в Испании в сентябре прошлого года, рассказал автору, что при стоимости бензина в 1,5 евро за литр (примерно 60 руб./л) многие испанцы просто перестали пользоваться личным транспортом.
«Испанский сценарий» реализуется в Красноярске лишь в случае многократного повышения цен на бензин, полагает директор представительства социологического фонда «Общественное мнение» в Красноярске Ирина Муратова: «Автомобиль сегодня не средство передвижения, а предмет комфорта. Будь в городе метро, человек мог бы быстро и комфортно ездить по городу. Нынешнее состояние общественного транспорта в городе не даст человеку и доли того комфорта, который предоставляет автомобиль. Поэтому отказ от личного транспорта из-за повышения на несколько рублей вряд ли возможен».
Ведущий автомобильной телепрограммы «Коробка передач» Владимир Перекотий назвал автору более точную цифру: отказываться от поездок по городу, пересматривать график поездок красноярцы начнут, как только цена бензина станет равняться 40 руб.
Радикально иную точку зрения высказал сотрудник автоаукционной компании Сompany747 Сергей Терехин. По его словам, никакого потолка цен на бензин для потребителей нет. Доводы свои предприниматель подкрепил примерами месячных очередей на роскошные автомобили в дилерских центрах и километровые пробки, несмотря на рост топлива.
На взгляд автора, социологические исследования портала Superjob подтверждают правоту г-на Терехина. В 2006 году 17% респондентов заявляли специалистам портала, что откажутся от машин при цене бензина свыше 20 руб. В декабре 2012 года бензин подошел к отметке в 30 руб. и цена терпения респондентов перешла на отметку 40–60 руб.
Антон Понарин
Фото Ольги Ярцевой