14 июня понедельник
СЕЙЧАС +16°С

«Забор красили дети таджиков»: глава Литературного музея потеряла работу из-за претензий к ремонту здания-памятника

После ремонта за три миллиона в историческом особняке от сырости отошла штукатурка

Поделиться

Ремонт выполняла по госконтракту лицензированная фирма

Ремонт выполняла по госконтракту лицензированная фирма

Поделиться

Из Красноярского литературного музея недавно уволилась его заведующая Ольга Ермакова, работавшая с 2002 года. Она рассказала NGS24.RU, что ее фактически вынудили уйти, когда она попыталась привлечь внимание к некачественному ремонту здания музея — деревянного особняка конца XIX века, включенного в список объектов культурного наследия. По словам Ермаковой, памятник архитектуры просто убивают. Корреспондентка NGS24.RU Мария Антюшева пообщалась со всеми сторонами конфликта.

Немного истории

Дом купца Цукермана в 1913 году. Фото взято из документации госзакупки на ремонт здания

Дом купца Цукермана в 1913 году. Фото взято из документации госзакупки на ремонт здания

Поделиться

Дом Цукермана» на Ленина, 66 — единственный сохранившийся элемент бывшей крупной городской

торгово-жилой усадьбы. Ее построили в последней трети XIX века сосланные в Сибирь богатые одесские торговцы — супруги Фрима и Элий Цукерманы. На первом этаже было три квартиры, на втором — апартаменты для состоятельных людей. В 1894 году там жил сам губернатор Енисейской губернии.

В 1911–1913 годах архитектор Владимир Соколовский реконструировал этот дом, превратив его в настоящее произведение искусства. После революции Цукерманы эмигрировали. В 1920 году дом был национализирован. Первое время в нем размещались техникум, Красноярская коммуна, общежитие летчиков, потом жилые квартиры. В конце 80-х и начале 90-х здание отреставрировали, а в 1997 году там открылся Литературный музей им. В. П. Астафьева.

«Крыша течет, подвал гниет»

Вид особняка прошлым летом

Вид особняка прошлым летом

Поделиться

В 2019 году краевой Минкульт выделил три с лишним миллиона рублей на ремонтно-реставрационные работы в музее-особняке. Был разыгран госконтракт. Из документов на сайте закупок видно, что привести в порядок должны были забор, крышу и прилегающую территорию. Список работ включал создание на участке отмостки и дренажа, которые защитят фундамент и подвал от размытия талыми и дождевыми водами. Ремонт завершился в 2020 году.

А вот как описывает последствия ремонта Ольга Петровна Ермакова, которая была заведующей музеем до 5 апреля этого года:

— В крыше точно есть дыры, потому что когда начал таять снег, то протекло всё до первого этажа. Стены снаружи вспухли. Отмостка вокруг здания пропускает воду, всё течет в подвал, в подвале всё гниет. От такой сырости внутри здания штукатурка на стенах пошла пузырями.

Ее поддерживает сотрудница музея, работающая там с момента его открытия, Аделя Владимировна Броднева.

— Перед покраской крыши с нее старую краску снимали установкой, пускающей струю песка под напором. И вот этот пескоструй доканал уже окончательно нашу бедную железную крышу, которую поставили в 90-х годах. Сквозь нее теперь на небо можно смотреть. Стены здания и уникальный резной забор красили мальчишки 13–15 лет — дети таджиков, которые на объекте работали. Хотя объект культурного наследия должны ремонтировать только специалисты. Отмостку, которая должна отводить воду от здания, сделали с уклоном в сторону самого здания — вся вода пошла под фундамент и в подвал! — недоумевает Аделя Броднева.

В марте от сырости штукатурка на стенах пошла пузырями и трещинами

В марте от сырости штукатурка на стенах пошла пузырями и трещинами

Поделиться

Система водоотведения почему-то не отвела воду от здания

Система водоотведения почему-то не отвела воду от здания

Поделиться

Во время таяния снега пришлось прибегать к вот таким ухищрениям

Во время таяния снега пришлось прибегать к вот таким ухищрениям

Поделиться

«Если руководитель настроен избавиться от человека, то он избавится»

Проблемы с ремонтом здания Ольга Ермакова заметила еще в первой половине прошлого года. С просьбой разобраться она обратилась к непосредственному руководителю. Литературный музей подчиняется Краеведческому музею, именно он и был заказчиком ремонтных работ. Контракт с подрядчиком подписывала директор Краеведческого музея и непосредственный начальник Ермаковой — Валентина Михайловна Ярошевская.

— На мои устные обращения она не реагировала. Тогда в начале осени я написала докладную на имя Ярошевской о том, что мы портим музей, портим здание. Я потребовала собрать комиссию и оценить состояние здания и качество работ. Ответа я никакого не получила. Ну потом комиссия собралась. После этого рабочие, не просушив стены, замазали их краской. Дыры на крыше залатали чем попало, без соблюдения правил обращения с объектом культурного наследия, — возмущается Ольга Ермакова.

После этого, по словам Ольги Петровны, на нее открылась травля. Она работала в Литературном музее с 2002 года ведущим методистом, а с 2014 года — заведующей. Ранее к ней претензий не было, но после той докладной о ремонте выговоры посыпались один за другим.

— Если руководитель настроен избавиться от человека, то он избавится. Например, есть «антиковидный» приказ, что группы посетителей должны быть не больше 5–7 человек. Когда на платную экскурсию к нам приходит целый класс — об этом все знают и все закрывают глаза. А когда я однажды провела бесплатную встречу с приехавшим из Москвы писателем на 15 человек (все были в масках), то получила выговор.

«Литература и куклы: французская история» — совместная выставка с Красноярским театром кукол прошла <nobr class="_">27 марта</nobr>

«Литература и куклы: французская история» — совместная выставка с Красноярским театром кукол прошла 27 марта

Поделиться

— Другой раз я решила поучаствовать в междугородней научной онлайн-конференции по теме готовящейся выставки. В музее техника не позволяла выйти на видеосвязь. Я уехала домой, чтобы поучаствовать из дома. Предупредила об этом научного секретаря. А потом получила дисциплинарное взыскание как за прогул. И еще ряд таких случаев был.

Наконец, мне на 2021 год поставили абсолютно не выполнимый план по количеству посетителей — 22 500 человек за год. У нас в сытый «доковидный» 2019 год вышло 16 700 посетителей. А сейчас — со всеми ограничениями и прочими проблемами — откуда вдруг 22 тысячи возьмутся?

Ольга Петровна Ермакова на открытии одной из выставок

Ольга Петровна Ермакова на открытии одной из выставок

Поделиться

Я не выдержала и 31 марта написала заявление с открытой датой. Я думала, мне дадут возможность спокойно передать дела, но меня уволили уже пятым апреля, — заканчивает Ольга Ермакова.

Аделя Броднева, которая 40 лет занимается музейным делом и до 2014 года сама заведовала Литмузеем, рассказала нам, что в норме сверка фондов и передача материальной ответственности при смене руководителя занимает минимум месяц.

— От Ольги Петровны явно хотели избавиться, и побыстрее. Ее жалобы на ремонт стали последней каплей. Ведь Ольга Петровна помимо прочего уделяла внимание и научной работе, а Ярошевская категорически против любой научной или исследовательской работы в музее. Для нее смысл музея только один — зарабатывать деньги на посетителях, — признается Аделя Броднева.

Вслед за Ермаковой в течение апреля уволились еще четыре специалиста музея — художник-дизайнер по оформлению выставок и три сотрудника, проводившие мероприятия. Аделя Броднева сказала, что пока остается в музее. Ольга Ермакова устроилась заведующей отделом в дивногорскую библиотеку.

Не хотела работать и проводила большие экскурсии

11 октября 2020 года в Литмузее состоялось открытие арт-резиденции «АванПост» — это площадка, которая объединяет молодых художников, режиссеров, актеров и зрителей

11 октября 2020 года в Литмузее состоялось открытие арт-резиденции «АванПост» — это площадка, которая объединяет молодых художников, режиссеров, актеров и зрителей

Поделиться

Мы обратились в краевой Минкульт с двумя вопросами — как в ведомстве относятся к уходу из музея сразу пяти сотрудников и что же произошло с ремонтом. Нам ответили, что назначение, увольнение и поиск новых сотрудников — исключительно прерогатива директора Краеведческого музея. А вот что касается ремонта:

— Краеведческому музею были выделены средства в размере 3,15 миллиона рублей на работы по сохранению объекта культурного наследия «Деревянный двухэтажный особняк, конец XIX века». В течение 2019–2020 годов необходимые работы были выполнены. Фактические расходы составили 3,12 миллиона рублей. Остаток средств в размере 0,03 миллиона возвращен в бюджет края, — сообщил представитель министерства.

С уточняющими вопросами по качеству ремонта нас попросили обращаться в сам краеведческий. Мы поговорили с Валентиной Ярошевской. Некоторые ее ответы противоречили друг другу. Например, в начале разговора она сказала, что ремонт не в ее компетенции:

— Про ремонт здания я ответить не могу. Там всё делалось под контролем службы по охране памятников.

А в конце разговора заявила:

— Пока в 2020 году там шел ремонт, то мы все занимались этим ремонтом, а Ольга Петровна не пришла туда ни разу. Как так можно — не заботиться о здании, в котором работаешь?

Также Валентина Михайловна утверждает, что никто не заставлял Ермакову проводить экскурсии на целые классы, нарушая «антиковидные» приказы:

— Филиалы нам не докладывают про каждую свою экскурсию, как она прошла и сколько там было человек. Если у Ольги Петровны были экскурсии с количеством участников, большим чем 5–7 человек, то это ее решение, ее же никто не заставлял их проводить. Я вообще в эти вопросы не вмешиваюсь.

И тут же Ярошевская заявляет, что Ольга Петровна «отказывалась выполнять государственное задание по увеличению посещаемости и увеличению доходной части музея».

— Она не хотела работать, работала кое-как. Уходила и приходила когда хотела. Ольга Петровна находила любой случай, чтобы не быть на работе. Придет позже, уйдет раньше. У нас всё записано на видеокамеры. Она прогуливала — это факт. Отлучалась на научную конференцию? Про научные конференции мы ничего не знаем, что там была за конференция и надо ли было в ней участвовать. Она это с нами не согласовывала. Также она не согласовывала с нами выставки, считала, что она там сама по себе, — подытоживает Ярошевская.

28 марта открылась та самая выставка, для подготовки которой нужна была онлайн-конференция. Она посвящена трагическому событию марта 1951 года — разгрому карательным отрядом НКВД главного скита часовенных на Нижнем Енисее, аресту и гибели Дубческих насельников, сожжению уникальной коллекции древнерусских книг и икон. На выставке представлены свидетельства, оставленные очевидцами событий

28 марта открылась та самая выставка, для подготовки которой нужна была онлайн-конференция. Она посвящена трагическому событию марта 1951 года — разгрому карательным отрядом НКВД главного скита часовенных на Нижнем Енисее, аресту и гибели Дубческих насельников, сожжению уникальной коллекции древнерусских книг и икон. На выставке представлены свидетельства, оставленные очевидцами событий

Поделиться

Ольга Петровна написала официальное обращение в правительство края с просьбой разобраться в ситуации. Ей ответили, что ее письмо передано в Минкульт, в службу охраны памятников и в службу контроля в сфере закупок. Ответов она пока не получила.

Мы тоже будем ждать ответа

Мы тоже будем ждать ответа

Поделиться

оцените материал

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ3
  • УДИВЛЕНИЕ4
  • ГНЕВ6
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Красноярске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Loading...
Loading...