В эти дни в Красноярске отмечают 125-летний юбилей прибытия первого поезда. Вообще первый состав пришел на тогда еще небольшую станцию Красноярск 18 декабря по новому стилю. Из-за пандемии празднование годовщины сдвинулось на последнюю неделю года.
Как рассказали на Красноярской железной дороге, поезд состоял из 20 пассажирских и грузовых вагонов, которые со скоростью 4 км/час тянул паровоз «Русак». В нем ехали инженеры и строители железной дороги. Прибытие первого поезда стало грандиозным, праздничным общегородским событием. На станции поезд торжественно встречали около 13 тысяч горожан — это половина населения Красноярска того времени.
— Поезд пришел с опозданием. Как рассказывали очевидцы тех событий, на путь поезда в глухом лесу вышел медведь. Поезд пришлось остановить, медведя прогнать, чтобы не мешал движению, — рассказывает главный инженер станции Красноярск Артём Мельников.
Поезд пришел в Красноярск со станции Томск Таежный — сейчас эта станция называется Тайга, до Революции она находилась на территории Новосибирской области (а не Томской, как можно подумать). В течение первого года работы новая станция Красноярск приняла 300 грузовых поездов. Пассажирские поезда через станцию начали ходить с ноября 1896 года.
Важным этапом стал переход железной дороги через Енисей. Строительство уникального моста продлилось три года.
К началу XX века станция превратилась в большой железнодорожный узел. Здесь функционировало самое крупное предприятие Сибири — депо с железнодорожными мастерскими, где работали 2000 человек. Исторический репортаж с этого завода мы сделали год назад.
Следующий исторический этап наступил в конце 50-х годов: появились новое здание вокзала, подземный тоннель, пешеходный мост, сортировочная горка.