Криминал «Коррупции не видно конца»: за год в РЖД по краю выявили 10 взяток, а за ними потянулась цепь других

«Коррупции не видно конца»: за год в РЖД по краю выявили 10 взяток, а за ними потянулась цепь других

В транспортном следкоме рассказали, как дело по одному эпизоду вскрыло целую систему «взаимных выгод»

Огромные расстояния — огромный простор для коррупции

В красноярском отделе транспортного следкома подвели итоги работы за 2021 год и рассказали об основных случаях коррупции, с которыми пришлось столкнуться. Самая вопиющая ситуация сложилась в нашем крае на железной дороге. В начале года правоохранители выявили одну миллионную взятку, потом в ходе расследования обнаружили ряд других эпизодов, а дальше сведения о руководителях-взяточниках в ОАО «РЖД» стали множиться чуть ли не в геометрической прогрессии.

Первое дело СК на транспорте возбудил в апреле. На коррупционеров вышли оперативники Сибирского ЛУ МВД. Они узнали, что гендиректор коммерческой фирмы передал более миллиона рублей одному из руководителей подразделения Российских железных дорог.

Фирма занималась ремонтом контактной сети по всей территории Красноярской железной дороги на протяжении шести лет. По правилам подрядчик должен подстраивать такие работы под расписание поездов. Но тут получилось наоборот. Чиновник от ОАО «РЖД» организовывал «окна» в расписаниях так, чтобы подрядчику было удобнее работать. Это позволяло предпринимателю экономить время, ресурсы и деньги. И так продолжалось с 2016-го по весну 2021 года.

— Одному фигуранту предъявили обвинение по ч. 5 ст. 291 УК РФ, дача взятки в особо крупном размере, второму — по ч. 6 ст. 290 УК РФ, получение взятки, тоже в особо крупном. Оба признали вину. А дальше уже при расследовании этого дела вскрылось множество взяток, полученных должностными лицами железной дороги, — объясняет капитан юстиции Павел Смирнов, замруководителя Красноярского следственного отдела Восточного МСУ на транспорте СК РФ.

Нам пояснили в СК, что не могут пока раскрывать участников преступлений, так как расследование еще не окончено. На данный момент возбуждено дело по 9 эпизодам, в нем 7 фигурантов, и эти люди уже дали показания о многих дополнительных случаях коррупции, которые проверяются.

Общую сумму всех взяток пока даже невозможно сосчитать. По данным СК, самая маленькая составила 300 тысяч рублей, а самая крупная разовая транзакция — 5 миллионов.

Например, директор компании хотел заключить контракт на ремонт контактной сети КрасЖД в разных концах края. Он передал 2 миллиона рублей начальнику подразделения ОАО «РЖД». Тот «помог», и фирма получила желанный подряд. А вообще данный бизнесмен давал взятки разным должностным лицам железной дороги с 2014 года и до самого его задержания в 2021-м. В общей сложности он успел «занести» разным людям 8 миллионов.

По одному из фигурантов уже есть приговор с реальным сроком. Дело опять связано с контактными сетями. Железная дорога наняла генподрядчика — допустим, фирму «Альфа» — для строительства новых сетей. «Альфа» в свою очередь нанял субподрядчика — красноярскую строительную компанию — допустим, фирму «Бета». Вот она и выполнила всю работу. Однако «Альфа» ей не заплатила.

Тогда директор «Беты» был вынужден идти на поклон в РЖД и просить повлиять на «Альфу». Начальник, который изначально заключал договор с генподрядчиком, легко мог повлиять на ситуацию. Но он не захотел помогать даром и потребовал с директора «Беты» 300 тысяч рублей. И только получив деньги, он заставил «Альфу» заплатить «Бете» за работу. Теперь экс-железнодорожник отбывает три с половиной года в колонии общего режима.

— А пока мы разбирались с этим делом, то выявили следующее преступление. Его в 2020 году совершил генеральный директор одного из акционерных обществ федерального значения в Москве. Это практически монополист на рынке строительства электросетей в России. И у него тоже был контракт с ОАО «РЖД» по территории нашего края. Сейчас обвиняемый задержан в Москве, этапирован в Красноярск, — говорит Павел Смирнов.

Так называемый монополист заключил договор с железной дорогой и, как водится, нанял субподрядчика из местных. Тот отремонтировал для КрасЖД солидное количество контактных сетей, но сделал это из рук вон плохо. Далее он попытался сдать готовую работу московскому АО.

Поначалу гендиректор акционерного общества не хотел принимать некачественный ремонт. Он видел множество нарушений, видел некачественные материалы и хотел было расторгнуть договор с субподрядчиком, чтобы нанять другого. Но предприниматель-ремонтник не растерялся и предложил москвичу 5 миллионов рублей. Тут же негодный ремонт был принят, а позже сдан и конечному заказчику — железной дороге.

Теперь гендиректор московского АО проходит по статье «Особо крупный коммерческий подкуп». У него арестовали имущества на 22 миллиона рублей: квартиры, земельные участки, банковские счета и автомобиль с парко-местом.

— Но даже это не всё. Расследуя последнее дело, мы обнаружили еще более серьезную махинацию, там несколько заговорщиков, новые факты продолжают всплывать. Коррупции не видно конца, — делится Павел Смирнов.

Мы попросили комментарий по этой ситуации в КрасЖД.

— Окончательную оценку действиям подозреваемых с точки зрения закона даст суд. Со своей стороны Красноярская железная дорога оказывает необходимую помощь следственным органам, — ответили нам.

Мост под снос

Еще несколько серьезных случаев коррупции не были связаны с железной дорогой. Один из них вообще произошел на Крайнем Севере, в поселке Волочанка с населением всего 500 человек. Там администрация буквально пустила на ветер 13 миллионов бюджетных рублей, построив мост, по которому нельзя ходить.

Новый мост грозит рухнуть в любой момент

Волочанка находится в 300 километрах по прямой к северо-востоку от Норильска. Покинуть ее можно только на вертолете. Между жильем волочанцев и вертолетной площадкой есть река, через которую долгое время был перекинут ветхий мостик.

И вот администрация Дудинки (к которой приписана Волочанка) решила: пора бы сделать людям нормальный мост. Вопрос поручили вице-мэру Дудинки Янине Квасовой. Женщина работала давно и прекрасно знала, что подобный проект надо оформлять как реконструкцию, проводить инженерные и геологические изыскания, отдавать в Главгосэкспертизу и только потом приступать к работам. Но, видимо, ей не хотелось ждать.

По версии транспортного СК, она совершенно сознательно оформила проект как ремонт и тем самым избавилась от необходимости делать какие-то там изыскания и экспертизы. В итоге проект был «нарисован» так, что ничего хорошего получиться не могло. Дальше его расторговали, нашли подрядчика, а он стал строить.

Вместо нормальных опор — навалили старых бочек и подперли их палками

Стройка шла безо всякого надзора, с кучей нарушений. Некоторые работы в смете указывали по два раза, чтобы на бумаге вся сумма в 13 с лишним миллионов выглядела освоенной полностью.

Даже по фотографиям получившегося моста видно, что ходить по нему опасно. Тем не менее Квасова приняла объект и перевела подрядчику 13,6 миллиона рублей по контракту. Позже, во время следствия, специалисты подтвердили, что мост может рухнуть в любой момент.

— Какой-то материальной выгоды обвиняемая не получила. Ее замысел был в том, чтобы показать себя эффективным менеджером, который быстро решает все вопросы. При этом она в данной области не один десяток лет проработала и принять мост в таком виде по ошибке точно не могла, — говорит Павел Смирнов.

И так сойдет!

Вину Квасова не признает. У нее арестовали имущество почти на 6 миллионов. Материалы на подрядчика передали в МВД. А жители Волочанки продолжают пока ходить по опасному мосту, так как иного способа попасть на вертолет просто нет.

Двоечники в авиации

В конце 2021 года дошло до суда дело, которым следователи занимались два года — взятки в СибГУ имени Решетнева. Речь шла про кафедру, где готовили специалистов для авиации, поэтому делом занимался транспортный СК.

Старший преподаватель и заведующий кафедрой технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов проработали в СибГУ по 10 лет. И четыре года из них — брали взятки у студентов.

Будущие сотрудники аэропортов и авиакомпаний платили за хорошие оценки, не сдавая экзаменов и зачетов. Также платили за «покладистость» преподавателей на защите дипломов. Порой студенты просто покупали у двух взяточников готовые дипломы, написанные другими учащимися в прошлые годы. Наконец, платили за поступление в магистратуру.

Старший преподаватель 22 раза брал взятки сам и 9 раз был посредником. Завкафедрой взял 12 «подношений» и еще пять раз смошенничал с государственными субсидиями. Размер взяток колебался от 14 до 150 тысяч за раз.

Транспортники разыскали 15 их студентов-взяткодателей. После «учебы» почти все они устроились работать в сфере воздушного транспорта в разных организациях Красноярского края. Их судили и штрафовали на суммы от 100 до 400 тысяч.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства