В редакцию NGS24.RU обратилась адвокат известного криминального авторитета Дмитрия Ведерникова Евгения Голец. Она опасается за здоровье и жизнь своего подзащитного после этапирования обратно в исправительные учреждения Красноярска после участия в суде в Забайкалье.
В девяностых и нулевых Ведерников руководил преступной группировкой в Чите. Последние 11 лет находится в заключении, при этом сотрудничает со следствием: признался в 14 убийствах и 4 покушениях, дал показания на многих соучастников. С марта 2018 по ноябрь 2020 года Ведерников отбывал срок в Красноярске, в ноябре его этапировали в Читу для участия в суде в качестве свидетеля. Там он заявил, что в красноярской ИК-17 к нему применялись пытки с помощью некоего медицинского препарата.
— И тут меня укололи и сказали, что еще 3–4 таких укола — это на жаргоне у них называется «Мадам Депо» — еще 3–4 укола таких, и человек реально превращается в овощ. Я 15 суток не мог прийти в себя, то есть я не понимал, что происходит, где я нахожусь. Любая попытка каких-то резких движений приводила к судорогам. Сейчас я не хочу даже это вспоминать, Ваша честь, потому что даже сейчас мурашки по коже идут — насколько это было тяжело. Я никогда не думал, что заключив досудебное соглашение с этим государством и помогая в расследовании преступлений, которые совершил я и другие лица, ко мне отнесутся подобным образом, — произнес Ведерников на суде в Чите.
Предположительно, «Мадам Депо» означает «Модитен Депо» — раствор для внутримышечного введения при шизофрении.
Суд проходил в декабре, а в январе адвокат Ведерникова Евгения Голец смогла лично встретиться с подзащитным. Она записала с его слов подробности о пытках над ним в Красноярске (мы скрыли имена и фамилии, но они есть в распоряжении редакции):
— Всё произошло 2 июля 2018 года. Сотрудники ИК-17, всего 6–8 человек, среди которых замначальника колонии и двое оперативников, находясь в помещении карантина ИК-17, повалили Ведерникова на пол, душили дубинкой, одновременно нанося удары по лицу и применяя электрошокер. При этом они требовали от моего подзащитного прекратить писать жалобы и вести себя «спокойно». Противоправные действия указанных лиц другие осужденные просили прекратить, крича и стуча в двери, так как слышали удары и крики боли.
После этого Ведерникова уволокли в помещение серверной, так как сам он подняться уже не мог, где указанные лица продолжили наносить удары и применять электрошокер, а также вкололи неустановленный медицинский препарат, сделали это прямо через одежду. Что конкретно поставили — неизвестно, но сами сотрудники пояснили Дмитрию, что это «привет от Мадам Депо», и 3–4 таких укола превращают человека в овощ, что и может произойти, если он не прекратит писать жалобы. Продолжая издевательства, они пояснили, что Ведерников, находясь в избитом состоянии и под воздействием препарата, не поприветствовал их, поэтому его помещают в карцер на 15 суток, — рассказала Евгения.
Также Евгения Голец предоставила нам фрагмент письма Ведерникова жене, где говорится, что во время пыток он «молился, чтобы потерять скорее сознание».
По словам адвоката, Ведерников заключил досудебное соглашение о сотрудничестве с органами и выполнял его. Однако от него потребовали дать ряд ложных показаний против вора в законе Георгия Углавы по прозвищу Тахи. Находясь в Чите, Ведерников высказал уверенность, что по возвращении в Красноярск он снова подвергнется пыткам. По его словам, он получил угрозы, которые будут реализованы в красноярском транзитно-пересыльном пункте № 6 и ИК-17. В данный момент Ведерникова этапируют в Красноярск.
Мы опросили известных красноярских адвокатов о том, слышали ли они о пытках с помощью препаратов. Они ответили, что о «Мадам Депо» подзащитные им не рассказывали, но избиения в ИК-17, по их словам, — вполне привычное дело.
В краевой ГУФСИН опровергли информацию Ведерникова об уколах, применении в отношении него физической силы и спецсредств в ИК-17, с жалобами на сотрудников он не обращался.
О плохом отношении к заключенным в ИК-17 СМИ сообщали неоднократно. В 2018 году правозащитники со слов одного из заключенных рассказывали нам о пытках в колонии: «Осужденного били в пах, применяли электрошокер и угрожали изнасиловать». ГУФСИН всё опроверг. В 2019 году «Новая газета», со слов неназванного гражданина, освободившегося за несколько месяцев до этого, также писала об использовании препарата «Мадам Депо» в ИК-17. Со слов экс-заключенного, от препарата его знакомый «полгода в одну точку смотрел».
Жаловался адвокату Ведерников и на пытки в красноярском СИЗО. Недавно мы писали об этом учреждении из-за смерти Максима Марцинкевича (Тесака). Он тоже утверждал, что в СИЗО его пытали. Вот здесь можно почитать его предсмертную записку со словами: «В Красноярске меня сломали на 100%. Я рассказывал вообще всё».