К нам обратился ачинский предприниматель Виктор Ткачев. Он заместитель директора АО «Тэкс». Эта компания построила на окраине Ачинска завод по переработке рапса — там должен производиться холодный отжим рапсового масла для последующего экспорта в Китай. Однако завод уже полгода не может открыться.
— Мы построили здание, смонтировали всё оборудование, набрали порядка ста сотрудников, а в результате простаиваем. Естественно, мы теряем деньги, не можем платить зарплату работникам, — поделился Виктор Ткачев.
На сайте арбитража есть решение, из которого видно, что мэрия Ачинска с самого начала не хотела выдавать компании разрешение на строительство. «Тэкс» подал в суд и выиграл. После решения суда компания получила разрешение (копия есть в редакции).
Завод был построен очень быстро. Но вскоре мэрия Ачинска отозвала свое разрешение. Из-за этого завод невозможно ввести в эксплуатацию.
Рапс и его производные — это экспортный продукт, очень востребованный в Китае. Наш край — лидер России по валовому сбору семян рапса. В прошлом году экспорт рапса из Красноярского края в Китай вырос в пять раз — до 92,7 тысяч тонн. Как правило, зерно отправляют в сыром виде. Заводы по переработке рапса позволят увеличить добавленную стоимость экспортной продукции.
Мы обратились в мэрию Ачинска с вопросом — почему отозвали разрешение на строительство? Нам ответили, что в мае 2024 года появилось заключение, что санитарно-защитная зона (ССЗ) предприятия выходит за границы участка.
В компании уверены, что их ССЗ находится в границах участка.
— На заводе будет производиться рапсовое масло и рапсовый жмых. При производстве не используется никакой химии, ничего, просто идет холодный отжим масла. Выбросов вредных вообще нет никаких, от слова «ноль», — говорит Виктор Ткачев.
Сейчас предприниматели ждут новое заключение краевого Роспотребнадзора о санитарно-защитной зоне.
Ткачев считает, что разрешение на эксплуатацию завода не удается получить из-за влияния соседа по промзоне. Рядом с рапсовым заводом находится частная компания, которая обслуживает и ремонтирует вагоны. Проблема в том, что между ней и магистральными путями есть 900 метров частных путей, которые принадлежат хозяевам завода. И владельцы просят за проезд по путям плату — на обслуживание и ремонт полотна. Из-за размера платы между бизнесмена идет чуть ли не война, о которой мы писали ранее.
— Против нас используют разные ачинские СМИ, в соцсетях о нас пишут, что завод ядовитый. Жалуются на нас властям, что якобы наши цеха людей травят. Хотя завод еще даже не работает. Город маленький, я знаю, кто это писал. Я думаю: человек сидит под трубой глиноземного комбината, на него сыплется вся таблица Менделеева, а он пишет, что его наш цех травит. Написали на нас, что якобы мы работаем без разрешения. Приехала с проверкой замминистра экологии. Я ей показываю источники выбросов, говорю, вот кочегарка, она как печка в доме в частном секторе. А вот две трубы, из них только теплый воздух идет, никаких выбросов. Чем я их травлю? Она сделала заключение, что завод не работает и уехала, — рассказывает Ткачев.
Мы будем следить за развитием ситуации.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — Новости Красноярска и в нашей группе во «ВКонтакте» НГС.НОВОСТИ Красноярск. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.