Бизнес «Ребята такое натворили»: тонны муки не могут привезти в Красноярск из-за блокировки ж/д-путей

«Ребята такое натворили»: тонны муки не могут привезти в Красноярск из-за блокировки ж/д-путей

Из-за кого будем сидеть без хлеба и какие еще регионы и страны останутся голодными

Станет ли хлеб дороже?

В Красноярске со дня на день возможен хлебный кризис. В этот раз дело не в международных санкциях, а в транспортной компании из Барнаула, которая заблокировала маленький участок железной дороги в Ачинске. Из-за местечкового, казалось бы, конфликта у главного производителя муки застряли тонны продукции, которую он не может доставить в Красноярск, в другие регионы и даже страны. NGS24.RU рассказывает, реален ли дефицит хлеба в городе.

Что случилось

В конце июня в Ачинске для проезда вагонов в очередной уже раз заблокировали участок, соединяющий станцию Ачинск-2 с местными предприятиями. Здесь девять компаний обслуживают, ремонтируют вагоны, готовят их к погрузке перед выездом на основную магистраль железной дороги. Сейчас из-за блокировки сделать они это не могут и простаивают.

Самая крупная из пострадавших компаний — вагоноремонтный завод «Магистраль», обслуживающий около 1000 вагонов в месяц. Компания входит в группу с «Желдоральянсом». Владелец и руководитель «Желдоральянса» Дмитрий Мымликов (в СМИ его называли также замдиректора по производству и самой «Магистрали») говорит NGS24.RU, что проблема с участком железной дороги тянется уже не один месяц.

Участок путей протяженностью чуть меньше 900 метров принадлежит транспортной компании «Парк» с пропиской в Барнауле. Раньше предприятия платили ТК «Парк» за проезд по 1233 рубля за вагонокилометр. Грубо говоря, только с «Магистрали» за транзит вагонов ТК «Парк» получала больше 1,2 миллиона рублей в месяц.

По словам Мымликова, в 2023 году в ТК «Парк» захотели увеличить тариф сразу в пять раз. Для этого в компании провели расчеты и подали документы в министерство тарифной политики края.

Однако в министерстве после проверки предоставленных данных наоборот пришли к выводу, что тариф и так был завышен в пять раз. В ноябре 2023-го край снизил стоимость пропуска вагонов до 214 рублей за вагонокилометр.

Дорогу перекрыли якобы на ремонт

Как говорит Мымликов, это не понравилось ТК «Парк». Компания, судя по сообщениям местных СМИ, в апреле 2024-го сдала в аренду участок путей АО «Промэнерго» — барнаульской электросетевой компании. В феврале 2024-го «Промэнерго» переименовалось в АО «Вест». В Росреестре нет отметок о том, что участок железной дороги арендован (впрочем, если его сдали меньше, чем на 11 месяцев, регистрация сделки в Росреестре и не нужна). Так или иначе, но «Вест» и ТК «Парк» аффилированы: у них один владелец — Александр Буймов.

В обращении «Желдоральянса» губернатору Михаилу Котюкову говорится, что в апреле «Промэнерго» («Вест») стал требовать с пользователей за проезд по 1500 рублей за вагонокилометр. За отказ компания грозилась блокировать участок дороги и не пропускать вагоны. Свои угрозы владельцы претворяли в жизнь с 26 апреля по 1 мая, с 8 по 12 мая и вновь с 29 мая и как минимум до момента написания этого материала.

Дорогу всегда закрывают якобы на ремонт.

Так, а причем тут хлеб?

Одна из девяти пострадавших компаний, которая пользуется участком, — ачинское ООО «Причулымье», принадлежащее Дмитрию и Ирине Беленям. Это крупнейшее в Красноярском крае мукомольное предприятие, которое поставляет муку «Царица хлебов» и отруби производителям здесь и экспортирует их в другие регионы и даже страны.

На сайте компании среди покупателей продукции перечислены Бурятия, Хакасия, Забайкалье, Хабаровский край, Кемеровская, Иркутская, Новосибирская, Томская области, Сахалин, а также Монголия и Китай. По словам директора и совладельца компании Дмитрия Белени, предприятие перерабатывает более 80 тысяч тонн зерна в год. На своих складах «Причулымье» одновременно может хранить до 1500 тонн готовой продукции и до 10 тысяч тонн зерна. Отгружать компания способна до 500 тонн муки и отрубей в сутки автомобильным и железнодорожным транспортом.

Из-за блокировки путей из Ачинска на прошлой неделе уже не смогли уйти два вагона с мукой, предназначенной в Бурятию.

— Вагоны должны были уйти в понедельник [1 июля], графики поставок нарушаются, — поясняет Беленя NGS24.RU. — Мука предназначается для крупнейшего хлебозавода в Улан-Удэ. То есть у них через неделю, как они рассчитывали получить этот вагон, не будет сырья для производства хлеба.

В свою очередь, у красноярских производителей, если пути не разблокируют, есть время где-то до середины этой недели, чтобы не почувствовать дефицит, ожидает Дмитрий Беленя. Запасы муки пока сохраняются на складе. Дальше поставки из «Причулымья», скорее всего, прекратятся, опасается Дмитрий.

Он всё же надеется, что проблему удастся решить сегодня, 8 июля.

«Причулымье» — крупнейший производитель муки в крае

Беленя поясняет, что на Красноярский край компания ежедневно отгружает около 100 тонн в день, из них от 50 до 75 тонн идет в Красноярск.

— По моим расчетам, Красноярску в день надо 160−170 тонн, из них до 75 — наши, — говорит директор «Причулымья».

Причулымскую муку покупают основные производители хлеба и выпечки в городе: «Красноярский хлеб», «Ярхлеб», «Дихлеб», «Хлебный двор», «Формула хлеба», а также мелкие пекарни у дома. Через дистрибьютора «Красинтерсервис» мукой закупаются в том числе торговые сети, которые тоже пекут свою продукцию, например, «Калина Малина» и «Красный Яр».

При этом продукцию производители в Красноярске получают, как правило, фурами, а не железнодорожным транспортом. Об этом NGS24.RU рассказали в «Красном Яре», «Ярхлебе» и «Хлебном дворе». К примеру, в «Ярхлеб» из Ачинска приходит примерно две машины в неделю — это 40–50 тонн в зависимости от типа грузовика.

Но если везут фурами, а не поездами, то не так уж страшно?

Вовсе нет. Дело в том, что при производстве муки образуется побочный продукт — отруби. Обычно это 25–30% от производства, поясняет замдиректора «Ярхлеба» Ксения Чиж. В крае большой потребности в отрубях нет, поэтому как раз их «Причулымье» поставляет в основном ж/д-транспортом, говорит она. Если нет возможности вывезти отруби, то они копятся на складах, те «перезатовариваются» и места для хранения муки уже не остается.

— Отруби — это исключительно железнодорожный продукт, экспортный, мы грузим его в другие страны, — подтверждает Дмитрий Беленя. — Масса отрубей на складе растет, а масса муки падает. В определенный момент, примерно за неделю, мы достигнем того, что у нас на складах будет очень много отрубей и ни одного мешка муки. Предприятие будет остановлено, заблокировано отрубями. Это не бесплатный продукт, экономика вся рушится. Я их даже не могу утилизировать — это невозможно, это несколько тысяч тонн.

Директор фирмы-дистрибьютора «Красинтерсервис» Роман Кремзуков рассказывает, что обычно из «Причулымья» им приходит около 150 тонн муки в неделю: половина — фурами, половина — вагонами.

— На самом деле, вопрос не в том, сколько фурами, сколько ж/д-транспортом, — описывает он проблему. — В вагон входит 68 тонн, а в фуру больше 20 не загрузить. Представляете, насколько сразу меняется логистика. Фурами просто физически невозможно поставить столько, сколько вагонами, столько, сколько нужно.

Предприятие приостановило работу на 50% на прошлой неделе

По словам Кремзукова, в последние две с половиной недели в его компанию вместо обычных шести машин и двух вагонов муки пришли три машины и ни одного вагона.

— Три машины — это, грубо говоря, 60 тонн. Ну это же слезы, — сокрушается он. — Хорошо, были запасы складские, так что я поставки в сети не нарушил, но они уже подходят к концу. Раньше [в Ачинске] с периодичным успехом удавалось решать проблему, но сейчас, я так понимаю, что всё критично стало.

По словам Дмитрия Белени, при худшем сценарии пострадают производители не только муки и хлеба, но и зерна:

— Мы перерабатываем 80 тысяч тонн пшеницы в год, то есть мы крупнейший покупатель. Сейчас зернопроизводителям необходимо зачистить склады и подготавливаться к уборке следующего урожая. Я принимать в ближайшие дни зерно не смогу. То есть ребята [владельцы участка] такое натворили, что я обескуражен и у меня в голове не укладывается, что такое вообще возможно.

А какие есть альтернативы?

Если конфликт с владельцем участка железной дороги решить не получится, то хлебопеки будут искать других поставщиков муки, прогнозирует Дмитрий Беленя. Проблема, однако, в том, что мука «Причулымья» — очень качественная. Высокое качество ачинской муки NGS24.RU подтвердили в «Красном Яре», «Ярхлебе» и министерстве сельского хозяйства.

С причулымской сравнима, например, алтайская мука. Но Беленя полагает, что на всех ее не хватит.

— Я не уверен, что тот же Алтайский край сможет логистически быстро перестроиться и привезти муку, — размышляет он. — Мы, к примеру, снабжаем мукой примерно на 25% Кемеровскую область. И те, кто ближе к Алтаю, смогут на него переориентироваться. Но Алтай тоже не бесконечен по мощностям. Может быть, Кемеровскую область у них получится закрыть, но для Красноярска, я не уверен, что они найдут муку.

По словам Белени, есть еще мельницы в Минусинске, «но они и так работают на пределе мощностей».

— Больше брать особо неоткуда. Челябинск, например, и прочие города — это очень далеко и очень дорого будет, — полагает он. — В Красноярске упадет качество, будет дефицит муки и вырастут цены на хлеб.

По прогнозу Ксении Чиж из «Ярхлеба», цена может подняться на 25%. Продавцы и хлебопеки, впрочем, пока настроены в меру оптимистично.

— Мы постоянно общаемся с поставщиком и знаем о трудностях, — прокомментировали NGS24.RU в «Красном Яре». — Он взял на себя обязательства о выполнении объемов и, уверены, что перебоев с поставками не допустит.

Хлебопеки пока оптимистичны

Что говорят власти?

На прошлой неделе в Ачинске приостановили работу два предприятия: вагоноремонтный завод «Магистраль» и «Причулымье» (на 50%). Дмитрий Беленя поясняет, что он уже готов повестись на «шантаж» владельцев участка и платить по завышенному тарифу, который те просят. Однако, по его словам, основная цель собственников — чтобы на это согласился и завод «Магистраль», самый крупный пользователь участка с 1000 вагонами.

— Но для компании это большой объем, и для нее каждая тысяча рублей на вагоне очень важна, потому что выливается в миллионы, — объясняет Беленя. Сам Дмитрий Мымликов из «Магистрали» и «Желдоральянса» подтвердил NGS24.RU, что описанная в ачинских СМИ ситуация и конфликт с ТК «Парк» и «Вест» существуют, но от подробных комментариев отказался, сославшись на занятость.

Мэр Ачинска Игорь Титенков, в разосланном комментарии журналистам, сказал, что в администрации «тоже обеспокоены ситуацией», но могут только наблюдать за спором частных компаний.

— Она непростая. Предприятия должны решить вопрос в судебном порядке, так как это плоскость гражданско-правовых отношений, — сказал Титенков. Он добавил, что передал транспортному и городскому прокурорам информацию о том, что из-за простоя «Магистрали» ее работники могут остаться без зарплаты.

Работники находятся на простое

В министерстве сельского хозяйства NGS24.RU высказались примерно в том же ключе о «Причулымье»:

— Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы предприятие работало и развивалось, чтобы все неприятные моменты урегулировали как можно быстрее. Но можем лишь наблюдать [за спором хозяйствующих субъектов].

С 22 мая в арбитражном суде Алтайского края рассматривается иск «Желдоральянса» о принуждении ТК «Парк» заключить договор транзитного пропуска вагонов.

В свою очередь ачинский транспортный прокурор на прошлой неделе признал, что компания из Алтайского края нарушила федеральный закон: безосновательно завысила тариф за пропуск вагонов и заблокировала проезд. При этом, по заявлению прокурора, у компании-владельца не было документов, регламентирующих содержание и ремонт дороги, якобы на который и закрыли участок.

На директора компании возбудили административное дело о нарушении порядка ценообразования. Кроме того, сейчас проводится проверка на наличие преступления по статье уже уголовного кодекса о мошенничестве и самоуправстве.

А как отвечают сами владельцы участка?

Ответом ТК «Парк» с редакцией поделился ачинский телеканал «Оса». В пресс-релизе директор компании Евгений Бурцев утверждает, что весь конфликт — это попытка рейдерского захвата тех самых 900 метров путей железнодорожной дороги. За этим, по утверждению Бурцева, стоит Дмитрий Мымликов из «Желдоральянса» и «Магистрали».

По словам Бурцева, путь в свое время специально построили для Ачинского элеватора. Элеватор обанкротился и девять лет пути простаивали. В это время Мымликов «активно и практически бесплатно» эксплуатировал отрезок. В итоге из-за активной эксплуатации и без должного обслуживания пути якобы пришли в аварийное состояние. Чтобы отремонтировать их, ТК «Парк» и самостоятельно увеличил тариф до 1500 рублей за вагон, и сейчас блокирует участок.

В доказательство попытки рейдерства в компании приводят иск некоего Сергея Пучкова из Хакасии, который просит отдать участок в 900 метров ему. Пучков подал заявление 17 июня. Он утверждает, что владел участком раньше на основании «внезапно появившегося» документа 1998 года, пишут в релизе ТК «Парк».

По одному из номеров ТК «Парк» NGS24.RU сказали, что сохранили номер корреспондента и, возможно, кто-то из руководства компании перезвонит. До публикации материала никто с корреспондентом не связался.

Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY8
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY21
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
59
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
Как бить жену правильно и почему все зря набросились на имама из Казани, который этому учит
Галеева Венера
Мнение
«Падали в обморок от духоты и часами ждали трамвай». Правдивая колонка футбольного фаната из России о чемпионате Европы в Германии
Георгий Романов
Мнение
«Похоже на потревоженный улей»: в Турции начались погромы. Опасно ли там находиться россиянам
Анна Голубницкая
внештатный корреспондент Городских порталов
Мнение
«Чтобы пройти к воде, надо маневрировать между загорающими»: турист рассказал об отдыхе в Адлере с семьей
Александр Зубарев
Тюменец
Мнение
Слоны ходят по дорогам, папайя стоит 150 рублей. Россиянка провела отпуск на Шри-Ланке — сколько это стоит
Алена Болотова
директор по продажам 72.RU
Рекомендуем
Знакомства