В Красноярске есть несколько вещей, которые не меняются год от года: например, незамерзающий Енисей, периодический смог и весенние скандалы с велопрокатчиками на острове Татышев. В понедельник группа предпринимателей записала видеообращение к губернатору, в котором заявила, что их «выдавливают» с острова. Хотя уже в прошлом сезоне многие из них стояли на острове нелегально. Жалуются на проблемы накануне начала сезона и прокатчики электросамокатов. Корреспондентка NGS24.RU Татьяна Стриганова разобралась, что мешает поставщикам активного отдыха организовывать досуг красноярцев весной 2021 года.
Татышев-парк
Это самая крупная в Красноярске площадка по сдаче спортивного инвентаря в аренду. Два года назад в разгар летнего сезона там работало 27 пунктов проката, и это не считая площадки у БКЗ — перед вантовым мостом традиционно работает еще несколько точек.
Каждый год предприниматели вынуждены «выбивать себе место под солнцем» — о скандальных торгах, которые закончились кулаками, мы публиковали репортаж в 2019 году. В прошлом году из-за пандемии торги затянулись, а потом их просто саботировали — прокатчики заявлялись на участие, а потом не подписывали договор. Вчера группа предпринимателей записала видеообращение к губернатору Александру Уссу. Люди заявили о том, что их «выдавливают» с острова и не хотят идти на уступки.
— Количество пунктов проката с 2018 по 2020 год сократилось с 25 до 3 действующих. Администрация МАУ «ЦРСП» ежегодно затягивает с процедурой торгов. А торги с 2017 по 2020 год проводились сроком только на 1 сезон, что не давало нам возможности планировать наш бизнес и развивать его в перспективе. Уменьшение количества пунктов проката приведет к снижению доступности, повышению цен и отмене льгот, — говорят предприниматели на видео.
Один из инициаторов записи видеообращения, владелец «Велопроката 22» на Татышеве Игорь Макаров, пояснил NGS24.RU, что основные претензии к администрации острова — дорогая аренда и кратное сокращение самих точек проката.
— Я занимаюсь прокатом на острове уже 10 лет. Три года назад число точек решили увеличить с 15 до 25, а сейчас оставили 9. Три павильона уже разыграли, причем начальная стоимость была 2,3 миллиона, а уходили они арендаторам за 7–8 миллионов рублей. Я даже не знаю, они там нефть будут качать в этих павильонах с такой стоимостью? Мы предлагали привести в порядок наши павильоны-трансформеры, вложить свои деньги — но парку это неинтересно, — говорит Макаров.
Теперь стоимость аренды для велопрокатчиков как минимум вырастет в два раза. Причем ее придется платить круглый год, а не в сезон с апреля по октябрь. Со слов Макарова, в предыдущие годы месяц аренды обходился предпринимателям в 37 тысяч рублей. Справедливости ради нужно сказать, что в «пандемийный» 2020 год прокатчики вообще не платили аренду. Но зато на Татышев несколько раз приходили «братки» спортивного телосложения и угрожали владельцам велосипедов, что выгонят их с острова. Теперь «спокойная» работа в новом павильоне предпринимателям обойдется в минимум 72 тысячи рублей в месяц.
На вчерашней встрече с прокатчиками новый директор МАУ «ЦРСП» (Татышев-парка) Сергей Васильев предложил им брать павильоны в складчину — оставшиеся шесть объектов выставят на торги до середины мая. По-другому навести порядок в этой сфере нельзя, считает он.
— После видеообращения я встретился с активом предпринимателей, и мы, по-моему, очень плодотворно с ними всё обсудили. Я им предложил всё, что мы можем дать в рамках правового поля. Чтобы все были в равных условиях, нужно участвовать в открытой процедуре торгов. Я им посоветовал кооперироваться, брать на несколько человек этот павильон. Можно же создать общество с несколькими участниками.
А пока люди, по сути, занимаются самозахватом муниципальной земли, они оказывают услуги ненадлежащим образом: никаких чеков тебе не дают, никакой отчетности у них нет. Они не платят налоги. И ситуация очень интересная получается: те, кто законно заходит, оказываются в проигрышном положении, потому что у них в стоимости и аренда, и всё остальное, чего у нелегалов нет, — говорит Васильев.
Площадь у БКЗ
Впервые за несколько лет власти взялись за прокатчиков и на БКЗ. Площадь Мира перешла в ведение другого МАУ — «Красгорпарка». Его руководитель Александр Митрошкин в интервью NGS24.RU год назад обещал, что прошлой осенью там начнут строительство современных пунктов проката с дальнейшей сдачей в аренду на три года.
Однако велосезон по факту уже стартовал, а работы по строительству павильонов еще не начались, не говоря об аукционах на их аренду. Этот факт, а также успешный запуск в Красноярске сервиса по прокату электросамокатов BusyFly в прошлом году, подтолкнул самого крупного прокатчика на БКЗ Антона Пархоменко открыть такой же бизнес, и он теперь подумывает уйти из привычного проката.
— Я работаю на БКЗ почти 20 лет, начинал в 2003 году с 10 велосипедов — родители помогли деньгами после окончания института. Там тогда еще не было ничего, свалка и парковка только. Мы «раскачали» весь Татышев, стало несколько пунктов проката. А потом пришли МАУ и забрали себе весь город и убирают отовсюду предпринимателей. Я на БКЗ стоял несколько лет без разрешения и просто знал, что мне ничего не будет. В этом году там «Красгорпарк», и мы уже не хотим с ними бороться. Аукцион должен был быть весной, как и на Татышеве. Но у МАУ сейчас много территорий, и все они не успевают. Мы бы участвовали и встали бы там впервые за 20 лет с разрешением, но решили начать новый проект — кикшеринг EcoPlus. Хотим его подобно BusyFly развивать по всей России.
В планах по Красноярску поставить 200 самокатов, приложение уже работает, их можно бронировать и кататься. Но и тут «Красгорпарк» не рад: не дают поставить стойки на набережной, поэтому сейчас там самокаты гроздями висят на столбах. А мы хотим сделать цивилизованно. К примеру, мы ездили недавно в Казань на переговоры — у них уже 4 разных кикшеринга, и они не против, чтобы появилось еще несколько. Это уже норма для всех крупных городов, вроде Сочи, Москвы и Питера. В Красноярске мы пока договорились с заведениями Bellini group об установке наших стоек с самокатами. А на Набережной, на проспекте Мира все самокаты пока пристегиваются к столбам, к заборам, — объясняет предприниматель.
— Мы специально под шеринг заказали самокаты мощностью не более 250 ватт, на заводе всё это аппаратно делают. В Красноярске к этому относятся очень жестко в ГИБДД, потому что часть прокатчиков накупили себе байков и скутеров и в погоне за деньгами сдают их кому угодно. Из-за этого в прошлом году девочку сбили на Татышева, другие случаи были. Но у нас в мэрии предпочитают запретить, а не решать проблему, — говорит Пархоменко.
В «Красгорпарке» NGS24.RU рассказали, что в целом положительно относятся к развитию кикшеринга в Красноярске. Вчера на сайте МАУ появилась конкурсная документация по сдаче в аренду стоек для электросамокатов. Всего планируется 44 штуки — на Центральной и Ярыгинской набережных, в сквере Сурикова, на Красной и Театральной площадях, на БКЗ и в других общественных местах. Годовая аренда обойдется предпринимателям в пять тысяч рублей.