С самого начала режима самоизоляции мы спрашивали предпринимателей о жизни до и во время эпидемии. Часть предприятий малого бизнеса с первых дней приняли решение, что закроются: затраты на продолжение работы слишком велики. Несколько бизнесменов с опытом дали свои советы по выживанию в этой ситуации, но вместе с тем сами не скрывали пессимистического настроя. Руководитель одной из столовых вообще приняла решение выдавать заработную плату продуктами, потому что «живых» денег в кассе в этой ситуации нет. В общем, мы долго искали малый бизнес, который коронакризис обошел стороной и, кажется, нашли. Читайте историю семейного дела Никитиных, которые занимаются производством экосладостей.
— Как пришла идея сделать «фруктовый» бизнес?
— Все началось с того, что мы с мужем перешли на здоровое питание и при походе в магазин внимательно читали состав продуктов, якобы «здоровых» сладостей. Оказалось, что и в них было много вредного: консерванты, красители, сахар. Потом мы наткнулись на девушку из Москвы, которая занималась производством натуральных сладостей. Мы заказали у нее на пробу продукцию, а потом у нее же взяли первую сушилку для домашнего использования. Мы начали пробовать сделать фруктовые чипсы и пастилу, раздавали родственникам и друзьям, получили хорошие отзывы. Мы всегда мечтали открыть свое дело и решились. Как часто бывает, наше дело мы начинали в собственной квартире.
— В Назарово бизнес не очень пошел, раз решили перебраться в Красноярск?
— Во-первых, в Назарово мало мест, где можно купить качественные фрукты, и это для производства не очень хорошо. Да и, в принципе, не все люди там понимают, что такое правильное питание, почему оно чуть дороже, чем обычные продукты в магазинах. Поэтому мы долго думали и решались, Виктор пошел на обучение в бизнес-школу, и там уже был такой переломный момент, после которого мы решили развиваться и переехать в Красноярск. За неделю буквально продали свою квартиру и уехали.
— Родители и коллеги, конечно, были в шоке. Виктор 10 лет посвятил работе на железной дороге, он был замначальника железнодорожной станции в Назарово. Его очень ценили на работе, были карьерные перспективы, но он отказался от всего ради своего дела. Я в этом году получу диплом медицинского вуза с квалификацией «фельдшер».
— Вернемся к вашему семейному делу. Что именно вы производите?
— В первую очередь это фруктовые чипсы. Берется фрукт, моется, нарезается и сушится в специальных дегидраторах. Есть фрукты, которые сушатся несколько часов, апельсин, например, надо сушить целые сутки. Мы как-то сразу интуитивно поняли, как делать чипсы, а вот с пастилой пришлось повозиться. Мы специально разрабатывали рецепты, потому что если нарушить пропорции, то ничего не получится. Было много выброшено продуктов, было много экспериментов. Поначалу у нас было всего три вкуса, сейчас их уже больше 20. Самый актуальный сейчас, наверное, это «антипростуда», и с коронавирусом совпало. Эта пастила делается на основе яблока, брусники, меда и с добавлением корицы и лимона. Это единственная пастила, где так много ингредиентов. Как правило, пастила в основе имеет пюре из запеченных яблок и какой-то еще вкус. Все делается на основе пюре, без каких-либо загустителей, сахара и красителей.
— Раз уж заговорили про коронавирус: эпидемия, введение ограничений как-то повлияли на вашу работу?
— У нас никогда не было своего магазина, были точки реализации продукции и доставка. Основная масса продаж как шла через Instagram, так и продолжается. Доставка с соблюдением всех норм, есть и бесконтактная, потому что просят об этом. В маске, перчатках доставляем клиентам. На производство никого никогда не пускали тоже из соображений безопасности.
Я бы не сказала, что спрос упал. Да, праздников нет, потому что перед 8 Марта мы в какой-то момент даже отказывались принимать заказы, потому что не было возможности сделать столько продукции. Сейчас люди все равно заказывают для себя, как подарки на дни рождения. Кто-то на диете сидит, кому-то нужны гипоаллергенные продукты, тоже у нас заказывают. Если и есть падение, то мы его не ощущаем. Деньги есть, за аренду мы платим, сотрудникам тоже платим без долгов.
— Не пытались получить какую-то помощь от государства, ведь есть выплаты для предприятий, которые смогли сохранить штат сотрудников в этот период?
— Буквально вчера мы узнали о выплатах для работников по 12 тысяч рублей, проверили на сайте налоговой, наш вид деятельности не подходит для получения этой поддержки. Нас не считают пострадавшими. Мы никогда ничего не ждали от государства, и в этот момент тоже.
— Все оптимизируют штат, как у вас с этим?
— Вначале мы все делали вдвоем с мужем. Перед этим Новым годом, когда выросла нагрузка, решили взять еще несколько сотрудников, которые с нами по сей день. У нас есть два помощника, бухгалтер (по совместительству моя мама), фотограф и smm-менеджер.
— Были какие-то сложности с организацией производства?
— Была сложность в том, что мы вообще ничего не знали об этом бизнесе. Начали заниматься, выяснилось, что нужны сертификаты качества на продукцию от Роспотребнадзора. Проводились клинические испытания продукции, после выдавался сертификат. Только на одни фруктовые чипсы на сертификат ушло больше 20 тысяч, а у нас еще и пастила, и наборы орехов. Потом нужно было получить штрих-коды, внесение в систему — все это стоило денег, но мы справились.
— Сколько получается заработать на таком бизнесе?
— Мы не миллионеры, сразу скажу, на этом деле не разбогатеешь очень много. Когда только вышли в ноль, получалось чистыми по 50 тысяч в месяц, сейчас — 150 тысяч после всех выплат в месяц остается. Как только выходим на прибыль, получается, что нужно покупать новое оборудование для производства. Разработка логотипа, новые этикетки — все это нужно делать. Бывает, что сушилки ломаются, это дополнительные расходы.
— Помимо Красноярска, куда еще поставляете продукцию?
— Как ни странно, очень много заказов из Норильска. Там очень дорогие продукты питания, и, в принципе, там ничего подобного нет в продаже. Также есть заказы из Кемерово и из Новосибирска. Примерно месяц назад мы отправляли посылку в Украину, в Италию был заказ. Был заказ из Израиля, но девушка заказывала для своей мамы, которая живет в Новосибирске.
Сейчас думаем о расширении производства, чтобы наша продукция появилась в крупных продуктовых сетях Красноярска, а также об открытии производства в других городах.