Сократить рабочий день россиян с восьми до шести часов с сохранением зарплаты предложили представители научного сообщества. Участники рынка труда и представители бизнеса разошлись во мнениях. Они называют такую идею утопичной, другие считают, что она может быть довольно эффективной даже в кризисное время.
Основной посыл предложения – сберечь силы сотрудников и тем самым увеличить их производительность труда. Такие примеры уже есть в одном из городов Швеции. Плюсы очевидны, констатировали власти города Гетеборга. Из-за того что сотрудники больше отдыхают, производительность труда растет на глазах, и за шесть часов они выполняют гораздо больше работы, чем за восемь.
По мнению представителей науки, аналогично эта схема может сработать и в России, пишет «Российская газета». «Сокращение рабочего дня в нашей стране тоже может привести к эмоциональному подъему и увеличению интенсивности выполнения заданий начальства, – цитирует издание заместителя завкафедрой труда и социальной политики Института госслужбы и управления РАНХиГС профессора Александра Щербакова. – Времени на отдых у людей останется больше, а это самое главное богатство для любого работающего человека». Такой график, однако, подойдет не всем. Оптимальным он будет для офисных сотрудников, а вот техническим производствам он не подойдет, полагает профессор Российской экономической школы Ирина Денисова.
Директор агентства «Бизнес и кадры» Людмила Соколова считает данную идею крайне сомнительной. «Количество рабочих часов и рабочих мест в компании, как правило, соответствует потребностям бизнеса и либо просчитывается математически, либо определяется опытным путем, – поясняет она. – Сами компании могут корректировать и корректируют эти составляющие. Любые же приказы сверху приводят к дисбалансу работы всей компании, что ведет к потере ее эффективности в и так непростых условиях».
Генеральный директор Freework (группа АНКОР) Юлия Лысенко называет попытку решать этот вопрос на законодательном уровне утопичной, поскольку график работы сильно зависит от бизнес-процессов конкретной компании. «Кому-то было бы неплохо сократить день на два-три часа, поскольку его сотрудники все равно эти два-три часа не работают, а «трут» в курилках и пьют кофе литрами, так что ни пользы для бизнеса, ни пользы для здоровья. А кому-то, напротив, следует подумать о введении гибкого графика работы для тех, кто не привязан к месту, времени или другим людям. А кто-то должен сдвинуть свой график на пару часов, потому что с 9 до 11 его клиенты все равно пьют кофе и «трут» в курилках», – считает она.
Не все опрошенные эксперты столь категоричны. «На сегодняшний день большинство предприятий и компаний переживают спад в связи со сворачиванием спроса, в результате ухудшаются финансовые показатели и, как следствие, сокращаются премиальные фонды, что ограничивает возможности денежной стимуляции сотрудников. При этом по мере сокращения спроса естественным образом падает нагрузка и на промышленные предприятия, и на сферу обслуживания, и на ритейл, и на финансовый сектор... Проще говоря, нагрузка на штат снижается, равно как и возможности бизнеса по выплате заработной платы. В этом ключе дополнительные выходные дни и сокращение рабочего времени с восьми до шести часов вполне отвечают нынешним реалиям», – говорит директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева.
В первую очередь такая мера возможна в сфере промышленного производства и машиностроения, где в связи с простоем части мощностей сокращение рабочего времени наиболее полно отвечает интересам работодателя, тогда как в других сферах бизнес предпочитает чаще прибегать к оптимизации штата. Впрочем, уточняет Маргарита Горшенева, и у работника в таком случае нет повода для чрезмерной радости. «Совершенно очевидно, что работодатели в случае, если количество оплачиваемых часов сокращается, не будут сохранять текущий уровень оплаты, она будет снижаться соразмерно нагрузке на работника», – добавляет она.
В последнее время звучало довольно большое количество предложений, касающихся послаблений для работников. Так, летом депутаты предложили продлить время отпуска для семей с детьми – за одного ребенка к отдыху будут прибавлять три дня, за двух – шесть, за трех и более – девять. Чуть ранее в комиссии общественной палаты предложили установить сокращенный рабочий день для родителей с детьми до 14 лет. Поддержать молодоженов дополнительным 10-дневным отпуском «в подарок» от работодателя предложили депутаты Заксобрания Северной столицы.
Сокращение рабочего дня довольно действенной мерой называет и руководитель департамента управления персоналом ГК «ЖелДорЭкспедиция» Екатерина Потапова. Но возможно это только при наличии критериев оценки эффективности труда персонала и установлении KPI. «Если у сотрудника в контракте и договоре прописаны некие нормативы, в которые он должен укладываться, совершенно не важно, сколько времени он затрачивает на их выполнение. Будет это десять часов, восемь, шесть или четыре – объем выполненной работы, как показывает практика, не привязан ко времени ее выполнения так прочно, как принято считать, – поясняет она. – Сокращение рабочих часов в сутках также предоставляет сотруднику больше свободного времени после работы, а не во время нее. Так не лучше ли оплачивать не по часам, а по результатам, предоставляя сотруднику возможность самостоятельно распоряжаться своим временем. Такая практика широко применяется и в Европе, и в США, в России к ней прибегают лишь немногие компании».
Что касается других предлагаемых мер, в частности дополнительных выходных, то здесь Екатерина Потапова отмечает двоякость эффекта. С одной стороны, работодатель несет расходы по их оплате, при том что сотрудник не работает. С другой – недополученная прибыль и расходы компенсируются за счет общего стимула для экономики. «В выходные дни граждане расходуют больше средств на приобретение материальных благ, на услуги развлечения, при этом увеличивается оборот денежных средств в экономике, растет уровень продаж в ритейле, что стимулирует сферу предоставления транспортных услуг, промышленное производство, сельское хозяйство, туристический бизнес. На экономику при этом оказывается стимулирующий эффект, который затрагивает в том числе и самих работодателей, предоставляющих своим сотрудникам дополнительные выходные дни», – добавляет она.
Фото: Фото из архива группы компаний Rugion