Работодателей, которые отказывают соискателям в приеме на работу, могут обязать в течение недели предоставлять им письменный ответ с указанием причины отказа. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Считается, что с такой бумагой гражданам будет проще доказать в суде факт дискриминации и получить неплохую компенсацию.
Полагаю, что если законопроект утвердят, бизнес в очередной раз будет проходить испытания на прочность. Похоже, что работодатели будут ограничены в свободе выбора сотрудников, и их права рискуют превратиться в обязанности. Также для компаний серьезно увеличиваются риски судебных разбирательств.
Для формулировки юридически грамотного отказа необходимо иметь либо штатного квалифицированного юриста, либо обращаться за помощью к сторонним организациям. Очевидно, что для небольших организаций дополнительная финансовая нагрузка может оказаться просто непосильной. А компании, занимающиеся на регулярной основе массовым набором базового персонала, имеют все шансы «захлебнуться» в бумажной работе – если HR-менеджер в день проводит по 15-20 интервью, дополнительная необходимость в команде с юристом писать аргументированные письменные ответы соискателям явно не повысит производительность труда, о которой все говорят...
И похоже, роль жертвенного тельца в этой ситуации придется исполнять малому бизнесу – и в силу дефицита ресурсов, в силу относительной редкости заявляемых вакансий. Крупный бизнес в состоянии дать задание своим службам для разработки локальных нормативных документов. И возможно, вынужден будет увеличивать штатную численность – для того, чтобы было кому грамотно работать с отказами.
Как происходит процесс взаимодействия компании и потенциального сотрудника сейчас? Компании публикуют вакансию в открытых источниках, соискатели направляют резюме. На персональное интервью приглашаются те кандидаты, опыт и навыки которых максимально соответствуют требованиям позиции. При готовности кандидата к дальнейшему диалогу могут следовать другие оценочные мероприятия (в том числе тесты профессиональные, личностные), дополнительные интервью с непосредственными руководителями, финальное предложение о работе получает один кандидат. В текущей версии предлагаемого законопроекта непонятно, на каких этапах взаимодействия сторон наступает обязанность письменного информирования об отказе.
Более того, компании-работодатели, заинтересованные в своей репутации на рынке труда, уже и сейчас дают обратную связь соискателям: и на этапе рассмотрения резюме – чаще всего информируют о том, что резюме получено; и по итогам собеседований – зачастую в устной форме. Строго говоря, это норма деловой этики и в том числе инструмент формирования бренда на рынке труда, который повышает конкурентоспособность компании в целом.
И разумеется, при условии вынужденной необходимости написания «отказных» писем появляется возможность формирования среды «профессионалов-сутяжников», основная цель которых – не получение работы, а способ наживы.
Для адекватных же соискателей получение обратной связи в виде письменного ответа с указанием причин отказа не является абсолютно необходимым – получить объективную информацию, которая поможет скорректировать либо навыки прохождения интервью, либо усилить компетенции, маловероятно – это элемент карьерного консультирования. Наличие в принципе обратной связи – готова или не готова компания к дальнейшему взаимодействию – является сигналом качества менеджмента предприятия.
Людмила СОКОЛОВА, директор агентства «Бизнес и Кадры»