Рейтинг крупнейших российских банков по уровню зарплаты составили аналитики ЦЭИУ «Синергия». Многие из организаций имеют свои офисы и в нашем городе. Но выбирать работодателя, ориентируясь на такие данные, все же не стоит. Не факт, что щедрые премии руководству сопровождаются повышением зарплат простым специалистам.
Среднюю зарплату в российских банках решили посчитать в Центре экономических исследований университета «Синергия». Конечно, это условные цифры, которые учитывают и зарплаты рядовых сотрудников, и премии топ-менеджеров. Тем не менее, можно проследить некую тенденцию.
Стоит отметить, что девиз «Газпром. Мечты сбываются», видимо, оправдывает себя. По данным исследования, именно в Газпромбанке самые высокие зарплаты. Причем за 4 квартал 2013 года цифры почти удвоились. Но эксперты объясняют это сезонным фактором. «Высокие цифры за 4 квартал объясняются выплатой годовых бонусов, которые, как правило распространяются на всех сотрудников банка, – объясняет аналитик FIBO Group Анатолий Воронин. – Однако ежемесячная зарплата может быть среднерыночной, что хорошо заметно по предложениям на сайтах, предлагающих работу».
Крупнейший госбанк России – Сбербанк – в этом списке оказался сразу за чертой первой десятки со средней зарплатой 78,4 тысячи рублей. Стоит отметить, что зарплаты сотрудников здесь впервые превысили рыночный уровень.
Но можно ли ориентироваться на подобные рейтинги, например, при выборе потенциального места работы? И если у руководителей данного банка премии выше, чем у конкурентов, значит ли это, что и у простых служащих зарплата выше, чем в других банках? По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, в данном случае скорее нет прямой корреляции. «Так как речь идет о среднем, а не медианном показателе, довольно сложно делать выводы о зарплатах отдельных категорий сотрудников, в том числе, линейного персонала, – рассуждает эксперт. – Существенное искажение в результаты может вносить собственно масштабная бонусная программа, которая распространяется преимущественно на высшее руководящее звено. Вместе с тем премирование топ-менеджмента проводится, как правило, на фоне позитивных результатов развития бизнеса. В этом случае в целом благополучное финансовое положение банка при прочих равных условиях вполне может способствовать формированию сравнительно высокого уровня компенсаций для самого широкого круга специалистов».
Развивая эту тему, Максим Клягин также напомнил, что вступившие в этом году в силу поправки к закону «О ЦБ РФ» существенно расширяют возможности Центробанка в части контроля за размерами бонусных выплат топ-менеджерам кредитных организаций, и даже позволяют ему чуть ли не прямо влиять на частные параметры трудовых контрактов. «Такие инициативы регулятора выглядит вполне ожидаемо и в целом соответствует логике развития мировой практики в этой сфере, – считает собеседник. – Так, декларируемое сокращение единовременных выплат и увеличение срока начисления переменной части премиальных ориентированы, прежде всего, на снижение аппетита к риску руководителей высшего звена и, как следствие, общее повышение устойчивости банковской системы. При этом он добавил, что существует ряд инструментов, которые позволяют такие ограничения частично обойти. Тем не менее в целом, эти меры в перспективе могу сформировать положительный системный эффект.
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА