Доля работников, которые трудятся «в тени» и не декларируют своих доходов, составляет, по разным оценкам, от 20% до 40%, однако это не тревожит Пенсионный фонд России.
Конференция по проблеме «серого» труда в России, организованная Минтрудом и Российской академией народного хозяйства и госслужбы, показала, что представители трудящихся и чиновники по-разному относятся к ее решению. Государство должно преследовать не закрепленные документально трудовые отношения и создать силовую трудовую инспекцию, цитирует главу Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова газета «Коммерсантъ». Если люди готовы получать в конвертах зарплаты, с которых не производятся отчисления в их будущую пенсию, это их личное дело, парировал заместитель председателя правления ПФР Сергей Афанасьев. Правда, в старости они могут рассчитывать лишь на мизерные выплаты базовой пенсии, а уже сейчас их несознательное поведение создает дыру в текущем бюджете ПФР.
Масштаб проблемы недавно обозначила социальный вице-премьер Ольга Голодец: по ее словам, в России из 86 млн человек трудоспособного населения только «48 млн человек работают в секторах, которые нам видны и понятны». По данным ВШЭ, доля занятых в теневой экономике достигает 20-30%. При этом стоит отметить, что около 600 тысяч индивидуальных предпринимателей с начала года ушли в тень из-за двукратного повышения страховых взносов.
Фото: Карикатура Евгения КРАНА