Недавно выяснилось, что большая часть подержанных машин на вторичном рынке Красноярска продается со скрученным пробегом. Многих людей беспокоит вопрос, как узнать состояние автомобиля и его бэкграунд перед его покупкой. Какие сервисы можно для этого использовать, и насколько они надежны и безопасны? Корреспондентка NGS24.RU поговорила с красноярскими экспертами и узнала, где можно спокойно и зачастую бесплатно пробить авто по базе.
Директор службы аварийных комиссаров компании «Легион» Виктор Куцак отмечает, что о машине можно найти почти всю информацию, если знать ее госномер.
— Из многих открытых источников по гос- и VIN-номеру можно узнать комплектацию автомобиля, пробег, попадала ли машина в ДТП. Самый известный сервис — платный «Автокод». Чаще всего людей интересует количество собственников или пробег. Потому что он фиксируется не только в объявлениях и на пунктах техосмотра, но и из станций технического обслуживания — например, если водитель заезжал на замену колонок. Можно узнать, был ли автомобиль в залоге, есть ли полис ОСАГО, — говорит Виктор Куцак.
Еще, отмечает Виктор, проверить машину сейчас можно сразу на сайтах объявлений: Avito, Drom или Auto.ru. Эти сервисы собирают данные из разных источников и быстро их синхронизируют. Но в основном они платные: например, отчеты о проверке по VIN на Auto.ru стоят от 147 рублей.
При этом большинство платных агрегаторов берут информацию из многих бесплатных источников. Это открытая с 1 июля база данных ГИБДД, сайт службы судебных приставов, нотариальной палаты, сервис по проверке электронных паспортов авто. Некоторые данные о характеристиках остаются засекреченными даже в выписках, но можно узнать о скрученном пробеге или о том, бывала ли машина в авариях.
— Пробить можно любой автомобиль, но синхронизация баз по ДТП идет с 2015 года, когда сотрудники ГИБДД начали вносить происшествия в свою базу. То есть если авто попало в аварию 10 лет назад, вы не сможете узнать об этом. Если дубликат паспорта машины выдавался, ее тоже можно проверить, — говорит Виктор Куцак.
Директор сервиса по подбору машин Сheck Auto Алексей Гудков отметил, что больше всего возможностей узнать историю автомобиля у покупателей леворульных машин. Дело в том, что у большинства праворульных японских авто нет VIN-кода.
— В целом пробить можно все автомобили, у которых есть госномера, номер кузова или VIN. Но при условии, что эти авто находятся на учете на территории РФ. То есть если машину только что пригнали из Японии, Казахстана, США или любой другой страны, то пробить ее зарубежную историю по российским базам нельзя, — говорит Алексей.
Какими сервисами по проверке автомобилей можно пользоваться?
Сайт ГИБДД — здесь можно узнать о периодах регистрации авто в России, ограничениях на машину, числилось ли авто в розыске, бывало ли в ДТП, получал ли водитель штрафы, а также данные из диагностической карты. Регистрация не нужна, но нужно знать VIN-номер. Для проверки по штрафам хватит и госномера.
Реестр залогов — можно узнать, была ли машина в залоге. Для запроса нужно знать VIN, номера кузова или шасси.
Российский союз автостраховщиков — бесплатная проверка полиса ОСАГО. Искать можно в том числе и по госномеру.
Служба судебных приставов — можно узнать, был ли владелец автомобиля должником, и взыскивали ли у него имущество.
Системы электронных паспортов — проверка цифрового паспорта ТС и выписка из него. Можно посмотреть, когда автомобиль регистрировался в последний раз. Услуга стоит 250 рублей, перед запросом нужно зарегистрироваться. Для не собственников авто данные автомобиля указаны не полностью.
«Номерограм» — бесплатный сервис, на котором по госномеру можно узнать реальный пробег авто, а еще посмотреть, продавалась ли машина раньше — и по какой цене. Подробный отчет платный и стоит 175 рублей.
«Алеадо» — сайт, на котором можно пробить праворульную машину с аукциона. Есть деталь: если торги по автомобилю прошли больше трех месяцев назад, выписка будет платной и стоить около 500 рублей.
«Автокод» — один из самых популярных порталов по пробиву номеров. Здесь можно узнать почти всю информацию о машине. Но этот сервис платный: разовая выписка стоит 399 рублей, пакеты из нескольких отчетов — от тысячи рублей, подписка — 2500 рублей в месяц.
«Автотека» — сервис по проверке авто от Avito. Один подробный отчет стоит 197 рублей, пакеты — от 649 рублей, подписка на месяц — 2490 рублей.
Auto.ru и Drom.ru — на популярных сайтах по продаже автомобилей тоже можно посмотреть информацию. Единичная выписка на Drom.ru стоит 175 рублей, на Auto.ru — 147 рублей плюс возможность купить пакет отчетов.
Несколько водителей, с которыми мы поговорили, ответили, что всегда проверяют перед покупкой историю машины. Красноярка Юлия рассказала NGS24.RU, что хотела купить автомобиль Mazda, который на фото выглядел хорошо. Продавец выставил его почти за 400 тысяч рублей. Но после проверки в архиве объявлений выяснилось, что ранее эту же машину продавали за 100 тысяч рублей. И весь бампер у нее был разбит.
— Кто-то купил, сделал, покрасил и продает. Естественно, уже не за 100 тысяч. Вообще почти все б/у машины и биты, и крашены. Вопрос только в том, насколько сильно, — считает красноярка.
В начале года мы рассказывали об еще одной проблеме: в Красноярске водители часто ездят без ОСАГО. Эксперты объясняют это подорожавшей страховкой и большим количеством машин в «антисегменте» — то есть коммерческого транспорта или праворульных авто.