
У Ольги Козыревой из Красноярска в последние несколько лет на сон остается не более 3–4 часов в сутки. Остальное время уходит на работу и помощь своим подопечным — животным-инвалидам. Семь лет назад в ветклинике она увидела парализованное животное и не смогла пройти мимо: собака, которая раньше еле передвигалась, теперь на прогулке обгоняет здоровых сородичей и штурмует деревья в парках. Со временем животных стало больше, а с переездом за город Ольга всерьез занялась реабилитацией кошек и собак, которым грозило усыпление.
Мы встретились с Ольгой в ее зоомагазине в центре Красноярска. С открытия прошло всего несколько дней, много недоделок, но она не выглядит уставшей или побитой жизнью — привлекательная женщина, которая готова говорить про своих собак часами. Историю каждого хвостика она помнит в мельчайших подробностях, к тому же они одна другой трагичнее. У самой первой собаки-спинальницы была пуля в позвоночнике, другому псу по спине досталось от прежних хозяев, и он ползал несколько месяцев по деревне, заглядывая в глаза прохожим.

Сейчас живущие с Ольгой (и благодаря ей) кошки и собаки для женщины — настоящие дети.
На вопрос «откуда у хрупкой и одинокой женщины столько сил на выхаживание подопечных» Ольга отвечает, вспомнив историю из детства. В дошкольном возрасте она подбирала бездомных животных и ухаживала за ними, потом ездила в деревню и помогала там по хозяйству с телятами и коровами. Это привило ответственность за тех, кого ты приручил когда-то. До последнего времени животные были отдушиной. Ольга рассказала, что в течение 20 лет работала на железной дороге.
— Родители заставили получить экономическое образование, но я всю жизнь ненавижу цифры и бумажки. Общение с людьми мне нравится: обучать, помогать, направлять тех, у кого мало опыта. Приходила с работы и радовалась, что есть те, кто ждет дома, кому я могу помочь. Они дают нереальный заряд энергии, — говорит Ольга.

Вопросами животных-инвалидов и спинальников до Ольги в Красноярске никто не занимался. Чаще они доживали в приютах или на передержках. Если у здоровых животных внезапно отнимались лапы (из-за травмы или возраста), то их несли в ветклиники и усыпляли. В редких случаях животных лечили, но это дорого и не всегда эффективно. Например, час занятия с реабилитологом стоит 2,5 тысячи рублей, а еще необходимо покупать препараты, сдавать анализы, покупать сумки-переноски и коляски. У всех спинальников есть проблемы с мочеполовой системой — все животные находятся в памперсах. Из-за последней причины родные Ольги долго не принимали ее любовь к особенным животным, которым требуется постоянный уход. Уговаривали взять здоровую собаку, но она уже не смогла расстаться с маленькой Нюшей. К слову, за год Ольге удалось вылечить у собаки все сопутствующие болячки, в том числе и те, с которыми ветеринары не справлялись.

— Семь лет назад собака на каталке в Красноярске вызывала большое недоумение. Многие говорили: «Зачем вы мучаете животное, заставляя бегать на колесах?». Кто-то, наоборот, хвалил меня. Сколько людей, столько и мнений. При этом у той же Нюши не было сильных болевых ощущений, а если у собаки серьезные проблемы и нестерпимые боли, я считаю, что таких лучше усыпить. Я не такой человек, который будет наблюдать за страданием животного, — говорит Ольга.
О том, как помочь спинальникам, Ольга в подробностях рассказывала в соцсетях. С животными она много плавала, гуляла, давала им только качественный корм. В итоге ее собаки, несмотря на колеса вместо лап, на прогулках обгоняли своих здоровых собратьев и даже забирались на деревья в погоне за белками и птицами.

Почти сразу же к Ольге начали обращаться хозяева других спинальников — не только собак, но и кошек. Она помогает в подборе лекарств, заказе колясок. Сколько людей в Красноярске и по всей России передумали усыплять своих животных после ее консультации, она уже не считает.
Уже несколько лет Ольга живет за городом. Она купила дом не только для себя, но и отдельный — для всех подопечных. Сейчас у нее 10 собак и еще несколько животных на передержке. Все инвалиды: у кого-то не хватает лапы, есть слепая овчарка и огромный сенбернар с непростым характером. Все уживаются вместе и ладят друг с другом, потому что у каждого животного есть комфортное место и любящая хозяйка.
Этой осенью Ольга решилась уволиться с РЖД и занятья своим бизнесом. В разное время она пробовала себя в роли парикмахера и грумера, но работа не пришлась по душе. Долго вынашивала идею открыть зоомагазин.
— Я хотела устроиться в зоомагазин и попробовать себя в роли продавца — вдруг мне не понравится и я не смогу работать. Так меня отказывались принимать на работу после изучения трудовой книжки, где были указаны высокие должности! Только после того как я попросилась поработать абсолютно бесплатно к своей подруге в зоомагазин, мне удалось получить нужный опыт, — рассказала Ольга.

Смотря на опыт Ольги и на ее подопечных, многие владельцы собак в Красноярске берутся за реабилитацию больных животных и уже не думают об усыплении питомцев. Однако до абсолютного решения проблемы далеко, считает наша героиня.
— У нас сейчас общество потребления, никто не хочет брать на себя ответственность. Это единицы, кто составляет исключение. Даже в приютах нет спинальников. Они не берут таких собак, потому что не смогут справиться с ними с учетом большого количества других собак, — говорит Ольга.
На днях мы рассказывали о полузаброшенном приюте в пригороде Красноярска. Среди постояльцев там есть и один спинальник по кличке Бетховен. Ольга знакома с ситуацией и помогает этой передержке по мере сил. Фактурный фоторепортаж с места посмотрите по ссылке.
Многие читатели NGS24.RU помнят историю пса Бублика, которого с перебитым позвоночником отправили на лечение в Москву.