Жители Тюмени сфотографировали в своём городе необычные ж/д-вагоны. Наши тюменские коллеги узнали у уральского физика-ядерщика Дмитрия Горчакова, что в таких контейнерах перевозят ОЯТ (отходы ядерного топлива) и доставляют их в Красноярский край на горно-химический комбинат в Железногорске.
— Ядерное топливо выгружают из реактора и после нескольких лет выдержки на атомной станции везут в места хранения и переработки. В одном контейнере может быть до 12 топливных сборок общей массой 6 тонн. Конкретно в этом контейнере перевозят топливо реакторов Балаковской, Калининской, Нововоронежской и Ростовской АЭС, — рассказал журналистам учёный.
Также он отметил, что тюменцам опасаться нечего.
— Конечно, само отработанное топливо очень опасно, но контейнеры — это толстостенные многослойные и многотонные конструкции с датчиками и защитными устройствами, рассчитанные на сохранение герметичности даже при авариях. Находиться рядом с контейнером неопасно, хотя специально этого делать не стоит. За всё время транспортировок, а это более полувека, ни в России, ни в мире аварий при перевозке топлива не было. Утащить его сложно (он весит больше 100 тонн), вскрыть без специального оборудования нельзя, а пускать под откос бесполезно — он от этого не пострадает, — уточнил эксперт.
Мы обратились в «КрасЖД» с вопросом, как часто через Красноярск проходят такие ж/д-составы. Там ответили, что передвижение поездов с ОЯТ контролирует Минобороны, и вся связанная с ними информация засекречена.
Мы связались с красноярским экологом Павлом Гудовским, председателем палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края, и спросили его мнение о безопасности таких перевозок. Он сообщил, что оценить их безопасность невозможно, потому что независимых экологов не допускают к подобным объектам для каких-либо исследований, взятия проб и тому подобного.
— Госорганы заявляют, что всё делается по наивысшим требованиям безопасности. Но независимой оценки влияния этих объектов на окружающую среду нет. Мы такую работу много раз обсуждали с представителями атомной отрасли. Мы предлагали им: «Если вы утверждаете, что всё у вас абсолютно безопасно, то давайте мы будем сопровождать вашу деятельность, замеры делать». Все головой кивают, но дело не двигается. А информация должна быть открытой, население должно знать, в каких условиях оно живёт. Потому что мы не раз видели, что и у государства в сфере надзора и контроля бывают ошибки.
Первая партия с отработанным ядерным топливом с Ленинградской АЭС для загрузки в «сухое» хранилище ФГУП «Горно-химический комбинат» в Железногорске прибыла весной 2012 года.
В самом ГХК нам сообщили, что ОЯТ поступает в соответствии с разработанным ранее графиком, за 2019 год привезли 214 тонн ОЯТ.